Этапы работы

I. Подготовительный — знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, с факторами среды жизни ребенка, установление контак­тов, социально-психологическая диагностика, изучение потребностей, интересов и возможностей личности; установление связи с учреждения­ми города (микрорайона), создание картотеки детей.

Методы исследования:

а) психологическое тестирование:

анкета «Адаптация к школьному обучению»;

диагностика психических состояний (психолог, социальный педагог);

наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию ребенка в среде (педиатр, воспитатель, социальный педагог);

б) анкетирование:

сочинение-тест по определению творческой направленности ребен­ка, досуговые мероприятия (учитель литературы); опросник предпочтений; анкета по режимным моментам; опросник по самооценке; анкетирование профессиональной направленности.

II. Организационный — анализ, дифференциация, классификация про­блем, «вживание в среду*. Определение приоритетов в работе, форм со­циального творчества, взаимодействие с различными социальными ин­ститутами (семья, школа, молодежные объединения, оздоровительные учреждения, организации по продолжению образования или получению профессии, армия, социальные службы).

Формирование актива помощников психолога, изучение возможно­стей кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досуга и способствующих развитию детей; систематизация ре­зультатов проведенных исследований и наблюдений,

III. Этап социально-психологической работы — наблюдение, забота, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмеша­тельств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.

Формы работы:

разработка рекомендаций педагогам по работе с наблюдаемым вос­питанником;

отслеживание динамики психологического здоровья и социализации ребенка через карту наблюдения.

Средства: ^предметы, явления, процессы, необходимые для выпол­нения задач.

Критерии успешной социальной адаптации воспитанников детских домов:

1. Социальная адаптация в условиях детского дома: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; активное участие в жизни детского коллектива; Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

2. Социальная адаптация выпускников детских домов: Психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедея­тельности;

наличие позитивно ориентированных жизненных планов;

профессиональное самоопределение; социальная активность;

благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту ра­боты; удовлетворенность своим статусом, отношениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: