I. Подготовительный — знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, с факторами среды жизни ребенка, установление контактов, социально-психологическая диагностика, изучение потребностей, интересов и возможностей личности; установление связи с учреждениями города (микрорайона), создание картотеки детей.
Методы исследования:
а) психологическое тестирование:
анкета «Адаптация к школьному обучению»;
диагностика психических состояний (психолог, социальный педагог);
наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию ребенка в среде (педиатр, воспитатель, социальный педагог);
б) анкетирование:
сочинение-тест по определению творческой направленности ребенка, досуговые мероприятия (учитель литературы); опросник предпочтений; анкета по режимным моментам; опросник по самооценке; анкетирование профессиональной направленности.
II. Организационный — анализ, дифференциация, классификация проблем, «вживание в среду*. Определение приоритетов в работе, форм социального творчества, взаимодействие с различными социальными институтами (семья, школа, молодежные объединения, оздоровительные учреждения, организации по продолжению образования или получению профессии, армия, социальные службы).
|
|
Формирование актива помощников психолога, изучение возможностей кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досуга и способствующих развитию детей; систематизация результатов проведенных исследований и наблюдений,
III. Этап социально-психологической работы — наблюдение, забота, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
Формы работы:
разработка рекомендаций педагогам по работе с наблюдаемым воспитанником;
отслеживание динамики психологического здоровья и социализации ребенка через карту наблюдения.
Средства: ^предметы, явления, процессы, необходимые для выполнения задач.
Критерии успешной социальной адаптации воспитанников детских домов:
1. Социальная адаптация в условиях детского дома: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; активное участие в жизни детского коллектива; Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
2. Социальная адаптация выпускников детских домов: Психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедеятельности;
наличие позитивно ориентированных жизненных планов;
профессиональное самоопределение; социальная активность;
благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту работы; удовлетворенность своим статусом, отношениями.