Сущность и принципы психологической коррекции

Психологическая коррекция — важное и ответственное направ­ление практической деятельности психолога. Она предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внут­реннего мира человека с целью их изменения.

Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, ис­пользуемых психологом для исправления недостатков психически здо­рового человека (Р.С.Немов), не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются (А.А.Осипова). Детям и подросткам с отклонениями в интеллектуальном развитии и психопатическим личностям про­тивопоказана психотерапия, по отношению к ним используется психокоррекция аномального развития. Этот вид психологиче­ской помощи активизировался с развитием специальной психо­логии, психопатологии и коррекционной педагогики. Очевидно, следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопси­хологом, дефектологом, психоневрологом, психиатром.

Мы понимаем под психологической коррекцией деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих его оптимальной модели, которая отражает возрастную норму и обусловливается индивидуальными возмож­ностями ребенка.

Психокоррекционная работа в учреждении образования пред­ставляет собой совокупность психолого-педагогических воздей­ствий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Она осуществляет­ся в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направ­ленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориенти­рованной на источники и причины этих отклонений.

Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Ответить на эти вопросы можно определив норму психического развития, для чего провести его анализ в трех уровнях (Г.С.Абра­мова):

на нейрофизиологическом уровне психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления на основе знаний о функциональной организации мозга, об основных принципах ло­кализации психических функций и локальных поражениях мозга;

общепсихологический анализ предполагает использование дан­ных об основных закономерностях и механизмах функционирова­ния психики;

возрастно-психологический уровень позволяет конкретизировать полученные данные соответственно возрасту и индивидуализиро­вать их в применении к конкретной личности.

Методологические подходы к проблеме психокоррекции, при­нятые за рубежом, можно разделить на две большие группы — психодинамические и поведенческие — в зависимости от ориента­ции на ту или иную парадигму предмета психологии — сознание или поведение. Указанные подходы обусловливают цели, страте­гии, тактики и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками.

В рамках психодинамического подхода выделяются игротера-пия, арттерапия, а также детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ребенка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентно­сти (тренинг поведения), модификации поведения через измене­ние образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуля­ции (скилл-терапия).

Деятельностный подход, сформировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счет организации специального обучения деятельности, в ходе которой подвергающийся коррекции человек овладевает психоло­гическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществ­лять контроль и управление внутренней и внешней активностью (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин).

Психологическим механизмом психокоррекции является интерио-Ризация, т.е. превращение внешней деятельности (копирование

образцов, выполнение инструкций, указаний и т.п.), ее «вращи-вание» во внутреннюю (Л.С.Выготский).

В рамках этого направления были разработаны методика пла­номерного формирования деятельности, игровая коррекция по­ведения и психогимнастика для детей.

Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами: нор­мативности развития, коррекции «сверху вниз» и системности развития психической деятельности. Тактика коррекционной ра­боты, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции.

Принцип нормативности основан на закономерностях психиче­ского развития, значении последовательности его стадий для фор­мирования личности ребенка. Он постулирует существование неко­торой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.

Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания со­здание зоны ближайшего развития личности и деятельности ре­бенка. Воплощение данного принципа требует учета двух момен­тов. Во-первых, такая коррекция должна строиться как целена­правленное формирование психологических новообразований, со­ставляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», имеющей своей целью уп­ражнение и упрочнение того, что уже достигнуто ребенком, кор­рекция «сверху вниз» носит опережающий, предвосхищающий ха­рактер, активно формирует то, что должнобыть достигнуто ре­бенком в ближайшей перспективе.

Принцип системности обусловливает необходимость учета слож­ного системного характера психического развития в онтогенезе.

Деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий и, во-вторых, зада­ет способы коррекционной работы через организацию соответ­ствующих видов деятельности ребенка путем формирования обоб­щенных способов ориентировки.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тре­нировка умений и навыков,* не как отдельные упражнения по со­вершенствованию психической деятельности, а как целостная ос­мысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в сис­тему его повседневных жизненных отношений (Т. В.Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г.Лидере).

Поскольку психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии разной этиологии, в практи­ке работы используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка:

биологическая модель связывает происхождение отклонений в развитии со снижением темпа органического созревания;

медицинская модель выносит проблемы в область аномального развития;

педагогическая модель видит причины трудностей в социальной и педагогической запущенности детей;

социально-психологическая (интеракционистская) модель объяс­няет возникновение проблем развития дефицитарностью среды, социальной и сенсорной депривацией ребенка;

психологическая {деятельностная) модель ориентирует поиск причин в несформированности ведущей и других типичных для конкретного возраста типов деятельности.

Цели коррекционной работы определяются исходя из понима­ния психического развития ребенка как активного, деятельност­ного процесса. В связи с этим их постановка связана с организа­цией различных видов деятельности ребенка, развитием его пси­хической активности, формированием психических новообразо­ваний и оптимизацией социальной ситуации развития.

Для клиентов (педагогов, родителей, детей и подростков) цели коррекции должны формулироваться только в позитивной фор­ме, которая включает описание желательных параметров. Нега­тивная формулировка целей коррекции используется психологом для того, чтобы отчетливо представлять те особенности лично­сти, ее поведения, деятельности и отношений, которые состав­ляют предмет психологической коррекции и требуют применения совершенно определенных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: