Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает На следующие вопросы:
Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?
На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?
Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?
В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка?
Кто и что должен делать?
Какими путями, средствами, методами действовать?
Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их отсутствии?
Таким образом, психолого-педагогический диагноз должен подтвердить либо опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать на деформации личности ребенка, вызванные этим состоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных" отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и от принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптимума).
|
|
Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей.
Она выполняет следующие диагностические задачи:
определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности ребенка, вызванных этим состоянием;
выявление путей и способов их профилактики и коррекции;
прогнозирование дальнейшего развития ребенка как субъекта общения, деятельности и самосознания;
изучение эффективности проводимой работы в реальных из- '■ менениях личности ребенка и его ситуации развития.
Содержательными критериями диагностики должны стать:
а) отсутствие патологии развития;
б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация раз-; Вития;
в) неадекватная, не соответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности;
^ г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;
д) общая средовая дезадаптация;
е) педагогическая трудность ребенка.
Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить принципы построения ее методов: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций; изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности-единство изучения ребенка и социальной среды; необходимость' достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.
|
|
Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности детей.
У дошкольников:
а) неразвитость комплекса игровых способностей;
б) трудности в игровых отношениях со сверстниками;
в) невключенность в- сюжет-но-ролевые и творческие игры;
г) слабая готовность к обучению в школе;
д) семейная тревожность.
У младших школьников:
а) дисгармония мотивов учения;
б) низкая учебно-познавательная активность;
в) несформированность основных учебных умений;
г) преобладание деловых отношений с учителем при неразвитости эмоционально-личностного общения;
д) школьная тревожность.
У обеих возрастных групп наблюдаются:
а) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;
б) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отвержении родителями и обструкции педагогов;
в) трудности и неспешность в деятельности (игровой, учебной и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;
г) неадекватное поведение в социальных ситуациях;
д) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.
Подавляющее большинство диагностических признаков связано с характеристикой социально-педагогической ситуации ребенка, понимаемой нами как своеобразное сочетание внутренних и внешних условий, определяющих активность ребенка во взаимодействии с социальной микросредой и предметным миром.
Механизм комплексной диагностики состоит в ее многоэтапно-сти, последовательности и непрерывности.
На первом этапе проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения группы риска. Этот этап отличается быстротой проведения. Здесь используется разработанный нами метод экспресс-диагностики состояния запущенности. Прежде всего отделяются дети, отклонения в деятельности, общении и поведении которых не обусловлены причинами социально-педагогического характера. На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.
На втором этапе группа обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запу-шенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы. Проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилактической и коррекционной работы с воспитательным микросоциумом.
На третьем и четвертом атапах проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в параметрах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития.
Перейдем к характеристике методов и инструментария комплексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей. Ведущим является разработанный нами метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС). Он основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученный да'няых с диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Определяется наличие или отсутствие состояния запущенности, выявляется картина основных отклонений и недостатков и примерный их уровень. Эта работа сопровождается параллельным наблюдением за детьми, которое ведут педагоги, психологи и родители. Вспомогательным методом может стать изучение продуктов деятельности ребенка, «истории его поведения» через беседы с родителями и его медицинской карты. Преимуществами этого метода являются его нетрудоемкость и возможность отграничения на начальном этапе запущенности от сходных с ней состояний.
|
|
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ
(МЭДОС)
Инструкция: внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если Указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, за-
черкните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет вашему ребенку преодолеть имеющиеся трудности. В шкале III — СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту ребенка.