Эмоции как форма детской защиты

Основной тезис синтез-технологии по поводу эмоций со­стоит в том, что эмоции и переживания есть способ целе­сообразного человеческого поведения, выработанный в первую очередь в детстве и в первую очередь во взаи­модействии с родителями. Это способ, который находят дети для управления родителями, для общения с родите­лями и для защиты от родителей.

Эмоциональное реагирование на собственные ошибки — это реакция не столько на ошибку, сколько на возможное нападение за эту ошибку. Это форма личностной защиты, но форма защиты детская и неконструктивная.

Вот типичнейшая ситуация из жизни ребенка. Девочка то ли заигралась, то ли неловко повернулась, но вот чаш­ка — разбилась, и мама об этом скоро узнает. Девочка маленькая, но уже имеющийся опыт ей уверенно подска­зывает, что, если она сейчас сообщит об этом маме спо­койно или тем более весело, высока вероятность натолк­нуться на мамино недовольство, а то и схлопотать по за­тылку. Ей это надо? Нет. Именно поэтому вы через пару секунд сможете наблюдать, как девочка ударяется в рев и с рыданиями бежит к маме: «Мама, у меня чашка разби­лась! А-а-а!!» — и ближе под ее руку, чтобы к маме — прижаться... А самое главное, что реакцию мамы вы те­перь предскажете так же уверенно, как и дочка: теперь мама дочку — погладит и пожалеет: «Ну как же не пожа­леть, ведь она плачет, переживает!»

• Правильно, вот ситуация и решена. И мудрая дочка подтвер­дила свой опыт: если совершить ошибку и после этого на­чать несчастно рыдать, то все будет хорошо. Значит, она рыдать теперь ближайшую жизнь и будет. А самое удивительное —даже тогда, когда вырастет, когда мамы уже дав­но с нею рядом не будет. Смысл в рыданиях исчез, а при­вычка — осталась...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: