Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента

№ п/п Тема дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
  История как наука: общая характеристика Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)   Реферат или эссе
  Теория и методология истории: термины, понятия, категории, смыслы 1. Конспект монографии: Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. 2.Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)   Конспект рекомендуемой монорафии Реферат или эссе  
  Подходы к познанию исторической истины, принципы исторического исследования   1.Структурно-логическая схема по рассматриваемой теме 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)     Структурно-логическая схема Реферат или эссе  
  Историческое исследование: логика, стратегия, принципы   1. Составление аналитической таблицы 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)     Аналитическая таблица Реферат или эссе
  Общенаучные методы в историческом исследовании   1.Разработка медиапрезентации по рассматриваемой теме 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка)   Медиапрезентация Реферат или эссе  
  Специально-исторические методы научного исследования 1.Конспект монографии: Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. доп. М., 2003. Составление библиографического списка по рассматриваемой теме 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка) 3. Конспект монографии: Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.. 1991     1.Конспект рекомендуемой монографии 2. Библиографический список  
  Методы сбора исторической информации   1. Составление алгоритма научного прииска в архивах 2. Реферат или эссе (на выбор из предложенного списка) 3. Конспект статьи из академических исторических журналов, имеющей отношение к рассматриваемой теме (поиск статьи студент осуществляет самостоятельно)   Алгоритм Реферат или эссе Конспект рекомендуемой монографии

Примерная тематика рефератов

Историческая память и забвение

Историческая память и истолкование прошлого

Историческая память и исторический факт

Особенности массового, или некритического сознания

История и социальная теория

История как эмпирическая наука, изучающая отдельные события и явления

«Культ факта» в позитивистской историографии XIX века

Понятие «историческая эпоха»

Структуралистская революция (1960-е гг.) и изменение взглядов на отношение между историей и литературой

Вклад философии и социологии в теоретическое осмысление исторического процесса

Проблема исторического детерминизма

Историческая закономерность и историческая случайность: мнения «за» и «против»

Анализ и синтез, индукция и дедукция как составляющие исторического метода

Статус и значение философии истории как предметного синтеза проблем теории исторического процесса и теории исторического познания

Поиск смысла истории как главная проблема научной мысли Нового и Новейшего времени

Вера в могущество человеческого разума и рациональность поведения людей как общепризнанная идея XVIII – XIX вв.

Смысл истории в развитии идеи свободы

Влияние позитивистских идей на методы исторического исследования

Теория классовой борьбы как движущей силы истории

А.С.Лаппо-Данилевский и его концепция исторического познания

Л.П. Карсавин и его «Философия истории»

«Школа Анналов» Л. Февра и М. Блока

Концепция А. Дж. Тойнби

Концепция О. Шпенглера

Марксистская и стадиальная парадигма формационного подхода к познанию истории

Классовый подход к оценке событий и явлений как родовой признак марксистско-ленинской методологии исторических и историографических исследований

Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности «по горизонтали» и «по вертикали»

Абстрактное и конкретное в процессе исторического познания

Основные специально-исторические методы методов исторического познания (по концепции И.Д. Ковальченко)

Нарративные и дискрептивные методы исторического исследования

Стратегия исторического исследования

Логика исторического исследования

Специфика исторического понятийного аппарата

Архивный поиск источников

Метод контент-анализа: структура, виды

Примерная тематика эссе

Как трудно быть жрецом музы Клио

Если человечество потеряет историческую память, то…

Образ прошлого как отражение наших интересов

Возможно ли абсолютно объективно оценить исторический смысл события

Пределы беспристрастности историка

Герменевтика, что этот такое?

Историк — пленник своего времени

Онтологические и гносеологические проблемы методологии истории

Формационный и цивилизационный подход к познанию исторической истины: надо ли их «сталкивать лбами»?

История как наука о человеке во времени, наука о человеческой мысли

Объективность исторических исследований. Достижима ли она?

Разночтения в ключевых проблемах методологии истории: зло или благо?

История учит только одному, что она ничему не учит: Гегель, вы не правы!

История учит только одному, что она ничему не учит: Гегель, вы правы!


Основные вопросы, выносимые на устный зачет

Историческое сознание или коллективная память человечества.

Историческое сознание и историческая наука.

Объективность и достоверность исторического знания.

Особенности массового, или некритического сознания

Пределы беспристрастности историка.

Факторы, имеющие социально-культурную обусловленность и определяющие отношение историка к прошлому

История как наука об уникальных единичных явлениях.

Особенности, отличающие историю от других наук о человеке

Предмет исследования историка.

Универсальность исторической науки.

История и социальная теория.

История как эмпирическая наука, изучающая отдельные события и явления. Близость к истории социологии.

Основные фундаментальные понятия и категории исторической науки.

Исторический источник.

Событие и факт.

Понятие достоверности факта как основополагающее профессиональной исторической науке и взгляды на данное утверждение в XX веке.

Хронология и периодизация.

Всеобщая история.

История и литература.

Соотношение и смысл понятий: «теория истории», «методология истории», «эпистемология истории», «философия истории»

Историческая теория: понятие и содержание.

Проблема исторического детерминизма.

Историческая закономерность и историческая случайность: мнения «за» и «против».

Отождествление в современной историографии методологии истории с теорией исторического процесса, теорией исторического знания, логикой исторического исследования, теорией метода.

Идеи, влияющие на исторические исследования.

Термин философия истории.

Взаимозависимость и взаимовлияние таких категорий, как философия, теория и методология истории.

Признание смысла истории и непрерывного поступательного движения в теории прогресса.

Вера в могущество человеческого разума и рациональность поведения людей как общепризнанная идея XVIII – XIX вв.

Смысл истории в развитии идеи свободы.

Позитивизм и изучение фактов в их эмпирической данности.

Категория общественно-экономической формации.

Теория классовой борьбы как движущей силы истории.

Представление о номотетическом и идеографическом методах.

А.С.Лаппо-Данилевский и его концепция исторического познания.

Л.П. Карсавин и его «Философия истории».

«Школа Анналов» Л. Февра и М. Блока и становление новой концепции исторической науки, охватывающей все стороны жизни человека.

Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций А.Тойнби.

Различие в понятиях «подход» и «метод».

Диалектический и диалектическо-материалистический подходы.

Системный подход.

Компаративистский подход.

Формационный и цивилизационный подходы, их сильные и слабые стороны.

Общесоциологический подход.

Синергетический подход.

Историко-ситуационный подход.

Историко-ретроспективный подход.

Классовый подход к оценке событий и явлений как родовой признак марксистско-ленинской методологии исторических и историографических исследований.

Особенные методологические подходы

Французский антрополог К. Леви-Строс и особенности структурного подхода в сфере гуманитарного познания.

Развитие методологии исторической антропологии в работах А.Я. Гуревича.

Элементарные понятия о логике как науке и логики науки.

Логика исторического исследования.

Историческое исследование и его виды.

Этапы исторического исследования.

Стратегия исторического исследования.

Факторы, влияющиена уровень исследования

Два основных вида познавательных моделей — описывающая и объясняющая.

Понятие «принцип исследования».

Основные принципы исторического исследования.

Понятие «метод» и подходы к его определению.

Свойства научного метода.

Структура метода.

Классификация методов

Характеристика основных общенаучных методов

Место основных общенаучных методов в историческом исследовании.

Исторический метод.

Логический метод и его функции в историческом исследовании.

Абстрагирование: способы и варианты.

Описание как способ выражения свойств изучаемых объектов в процессе исторического познания.

Проблемы моделирования в историческом исследовании.

Специальные исторические методы и их роль в историческом исследовании.

Историко-генетический метод исторического исследования.

Историко-сравнительный метод.

Историко-типологический метод.

Историко-системный метод.

Другие специальные методы исторического познания

Нарративные и дискрептивные методы исторического исследования.

Методы, заимствованные из других наук.

Специальные историографические методы исследования

Методы поиска документальной информации.

Методы библиографического поиска

Архивный поиск источников и два основных подхода к нему

Алгоритм архивного поиска.

Методы аналитико-синтетической переработки и научной информации.

Виды аналитико-синтетической обработки документов и информации.

Выборочное исследование в практике историка при работе с массовыми источниками.

Выборочный метод.

Генеральная совокупность и основа выборки.

Критерии оценки знаний

1. Выход на зачет с необходимым количеством баллов, набранных в процессе усвоения программного материала (согласно требованиям БАРС)

2.Свободное владение материалом при ответе на вопрос при помощи конспекта лекций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: