Песня соловья, несомненно, складывается под влиянием длительного индивидуального обучения, и многие звуки соловьиной песни формируются на основе имитации голосов других птиц. Это было хорошо известно мастерам "соловьиной охоты", которые сознательно вырабатывали у своих питомцев ту или иную манеру пения. Владельцы знаменитых певцов, стоивших иногда до 2000 рублей, нередко соглашались принимать на обучение молодых соловьев. За право повесить клетку с необученным соловьем рядом с прославленным соловьиным маэстро была установлена весьма высокая такса
Песня птиц и "стохастическая" музыка
Песня, как мы видели, не является случайным набором звуков. Это достаточно определенно организованная система, состоящая из единиц разных структурных уровней (нота, фраза, напев, повторяемая группа напевов), причем сами эти единицы связаны друг с другом на основе некоторых достаточно определенных правил. Часть из них оказывается несомненно, врожденными.
Любопытен следующий пример. Немецкие орнитологи много лет посвятили всестороннему анализу песни соловья, в частности — вопросам о том, как она формируется у юных птиц и как может работать память в момент воспроизведения этих сложнейших вокальных конструкций. Множество молодых соловьев обучали песенному поведению в стенах лаборатории. Однажды орнитологи решили узнать, можно ли коренным образом изменить общую схему организации песни. Для этого в песню, которой обучали птиц, проигрывая ее на магнитофоне, вносили изменения, касающиеся числа нот в том или ином фрагменте конструкции.
У соловьев в Германии песня неизменно начинается с одиночной ноты, произносимой самцом вполголоса. Когда из песни-инструкции убрали эту ноту, оставив неизменным все остальное, соловьи поначалу освоили предложенный им вариант. Но спустя некоторое время ученые обнаружили, что в песнях примерных учеников первая нота оказалась восстановленной. Точно также соловьи первоначально приняли на вооружение некоторые другие модификации естественной песни, но в дальнейшем все-таки восстановили диктуемое генетикой status quo.
Присущие соловьям правила построения песни и порождаемые ими запреты в какой-то степени аналогичны синтаксису нашего языка. Но значит ли все это, что песня соловья может расцениваться как источник достаточно сложных и содержательных сообщений?
Наблюдения зоологов дают отрицательный ответ на этот вопрос. Мы располагаем также данными о том, что системы, подобные по своей структуре соловьиной песне, не всегда являются системами, "передающими значение". Хорошим примером может служить музыка.
Всякое музыкальное произведение состоит из единиц разного уровня (нот, аккордов, каденций, тем), выстраиваемых в определенном порядке в соответствии с правилами музыкального синтаксиса. Эти правила различны для разных жанров музыки, и именно их существование позволяет вычислительной машине "сочинять" так называемую стохастическую (или случайную) музыку из заданного ей набора единиц. Еще Моцарт составил перечень определенным образом пронумерованных музыкальных тактов и нескольких простых правил их соединения. "И если, — пишет Дж. Пирс, — в соответствии с этими правилами соединять случайно выбранные (хотя бы бросая для этого кости) такты, то даже полный профан сможет "сочинить" почти неограниченное число маленьких вальсов, которые звучат как нечто вроде своеобразно "неорганизованного" Моцарта". И все же единицы, из которых состоит музыка, не являются знаками, в каком-то смысле подобными словам или высказываниям нашего языка.
Хотя произведение музыкального искусства обычно обладает для слушателей тем или иным "значением" и служит средством коммуникации между ними и автором, это значение совершенно иного рода, чем то, которое заключено в любом словесном сообщении. По мнению Э. Бенвениста, в рамках каждого произведения искусства, в том числе музыкального, "...его создатель свободно устанавливает оппозиции и значимости, самовластно распоряжается их игрой, не ожидая заранее ни "ответа", ни противоречий, которые ему придется устранять, а руководствуясь только внутренним видением, которое он должен воплотить в соответствии с какими-то осознанными или неосознанными им критериями и которые сами найдут выражение лишь в композиции в целом... Процесс означивания в искусстве, таким образом, никогда не опирается на какое-либо соглашение, которое одинаково понималось бы отправителем и получателем".
В этом важное отличие "языка" музыки от разговорного языка, для которого опорной точкой является именно "коллективный договор" об использовании ограниченного количества языковых знаков-символов.
С моей точки зрения, песня соловья по своей структуре обнаруживает наиболее близкую аналогию со случайной музыкой. Эта мысль вовсе не является новой. Еще в середине 60-х годов венгерский орнитолог и музыковод Петр Секи заложил основы так называемой орнитомузыкологии. Проигрывая с очень малой скоростью магнитофонные записи песен полевого жаворонка, иволги и других птиц, ученый обнаружил в их напевах явное сходство с народными мелодиями и со звучанием народных инструментов. Не птичье ли пение послужило для человека первым стимулом к созданию музыкального искусства?
Что же касается вопроса о том, существует ли какая-нибудь эволюционная преемственность между вокальной коммуникацией птиц и языком человека, то здесь ответ может быть только отрицательным.
_______________________________________________________________
1 Червячок — русское народное название одной из певчих птиц, обыкновенного сверчка.
2 Оппозиция — сознательное противопоставление одних элементов другим (например, гласных — согласным, одной музыкальной ноты ~ другой и т. д.).