Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему Управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.
Говоря о полномочиях территориальных и военных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными, т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.
Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.
|
|
В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.
В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16511 КоАП РСФСР (неявка без уважительных причин должностного лица по вызову прокурора для дачи пояснений по поводу нарушения закона), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.
Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16510 КоАП РСФСР (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законодательством РФ).
|
|
Исполнительный процесс представляет собой крайне ёмкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление о возбуждени исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и ряд других регламентированных законом актов.
В ст. 9,10,19,26 и ряде других Закона об исполнительном производстве отмечается, что постановления, выносимые приставами, могут быть обжалованы в соответствующий суд в 10-дневный срок. Безусловно, это положение напрямую вытекает из требований пункта 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Вместе с тем, принимая во внимание объективную загруженность судов делами различных категорий и отсутствие в силу этого реальных гарантий рассмотрения жалобы в установленный. гражданско-процессуальным законом в 10-дневный срок, представляется более эффективным реагирование на незаконные постановления посредством принесения прокурорами протестов в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона, что ими в настоящее время и делается. Эта мера реагирования, хотя и не оговаривается в Законе об исполнительном производстве, вполне правомерна в силу ст. 23 Закона о прокуратуре, наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт. При этом прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного постановления прошел незначительный период времени.
Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 25* Закона о прокуратуре объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.
В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.