Готовность учителя к инновационной деятельности

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

План.

1. Инновационный потенциал образовательной организации.

2. Типология педагогов.

3. Особенности мотивационной сферы в инновационной деятельности учителя.

4. Организационное обучение.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИспособность образовательной организации создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно отказываться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

К факторам развития инновационного потенциала образовательной организации в педагогической литературе относят уровень финансирования организации, позицию администрации, готовность педагогического коллектива к введению нового.

Существующие в образовательной деятельности попытки ти­пизировать субъект инновации на личностном уровне выражают скорее сложившееся отношение к инновации, нежели собственно инновационную деятельность. Другими словами, в общем массиве педагогических работников определяются группы, тем или иным образом ориентированные на инновацию. В этом смысле рассмотрим наиболее распростра­ненную классификацию Э. Роджерса, в которой построены идеальные типы «субъектов - реализаторов» новшеств:

- новаторы -всегда открытые к новому; постоянно заря­женные на освоение новшеств в собственной практике; хорошо ориентированные в коммуникативном пространстве инноваторов; склонные к риску; осуществляющие свой выбор на основе проектирования процесса получения результата - 2,5%;

- ранние реализаторы - в буквальном смысле следуют за новаторами; ориентированы на их достижения, но без риска; не идут смело за каждым нововведением; расчетливы на основании оценки возможностей полученных результатов нововведений - 13,5%;

- предварительное большинство - осваивают уже оправ­давшие себя в работе новаторов и ранних реализаторов нововве­дения; достаточно велика дистанция от ознакомления с оправ­давшими себя нововведениями и собственным решением; от­личаются высокой степенью свободы выбора; ориентированы на разные варианты действий - 34 %;

- позднее большинство - скептически настроенные по отношению к любому нововведению; к освоению приходят под сильным давлением образовательной среды; в выборе не свобод­ны, поскольку ориентированы только на те нововведения, кото­рые становятся признанными в профессиональной среде; по форме - это простое воспроизводство - 34 %;

- колеблющиеся - жесткая ориентация на традиционные ценности и опыт предыдущих поколений; ограниченное комму­никационное поле, способствующее профессиональной замкну­тости этой группы; новаторы не пользуются авторитетом и при­знанием; нововведение осваивается только тогда, когда стано­вится содержательной и организационной нормой - 16%.

***Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году, благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций». Роджерс определяет «диффузию» как процесс, посредством которого инновация (например, новые идеи, процессы или товары) в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем.

Именно на эти позиции вынужден обратить внимание К. Ангеловски, модернизировавший предложенную Роджерсом типологию. Сохраняя содержательную основу классификации, он несколько видоизменяет форму ее организации. При этом основ­ным признаком, так же, как и в предыдущем случае, выступает не сущностная сторона - инновационность как качество педагога, а временная дистанция включения в освоение новшества. В ре­зультате получается следующее распределение:

- новаторы, считающие, что новое хорошо уже потому, что оно новое - 6,69 %;

- передовики, полагающие, что новшества нужно внедрять, как только они появляются в педагогической действительности - 44,74%;

- умеренные, поскольку они не стремятся быть первыми, но и не хотят оказаться последними и приступают к освоению ново­го только тогда, когда оно уже воспринято значительной частью коллег - 17,78%;

- предпоследние, больше сомневаются, чем верят в новое и воспринимают его только после того, как общественное мнение подавляющего большинства положительно отнесется к новшест­ву - 8,03%;

- последние, действующие по принципу «пусть лучше по­следние, но нужно убедиться в правильности того, что мы со­вершаем» - 22,75 %.

Социальные психологи делят людей по их отношению к инновациям на следующие типы.

1. Новаторы – люди, для которых характерен постоянный поиск возможностей усовершенствования производства и управления; они разрабатывают технологические, организационные и иные новинки, вносят инициативные предложения и добиваются их внедрения.

2. Энтузиасты – люди, которые принимают новое независимо от его проработки, обоснованности, возможностей использования, его полезности. Для энтузиастов новинка ценна сама по себе, как продукт творческой мысли. Он считает ее полезной уже потому, что она отличается от старого, будоражит сознание. Энтузиасты, как правило, берут на себя нелегкий труд по пропаганде еще не окрепших, слабо обоснованных идей.

3. Рационализаторы – это работники, принимающие новаторские предложения только после тщательного анализа их полезности, возможностей использования, экономического и социального эффекта, вероятных трудностей на пути внедрения. Этот тип людей является наиболее оптимальным в работе с инновациями.

4. Нейтралы – это те люди, которые действуют в зависимости от того, что им приказали или как на них повлияли. Отношение нейтрала к новинкам осторожное, инициативы он не проявляет. Но если ему прикажут, то он сделает то, что от него потребуют.

5. Скептики – люди, которые не склонны на слово верить ни одному полезному предложению, даже очевидному для всех. Скептик может стать хорошим контролером проектов и предложений как человек, сомневающийся во всем, с чем он сталкивается.

6. Консерваторы – в принципе такие же, как и скептики. Но только их скептицизм практически не имеет границ. Даже если инновация продумана до мелочей и просчитана до копейки, они ее отвергнут.

7. Ретрограды – очень похожи на консерваторов. Разница в степени нигилизма. Отбрасывание новинок без анализа и до анализа – характерная черта ретрограда. Ретроград обращен в прошлое, но не ради изучения опыта, а для поиска оснований своим принципам – «старое заведомо лучше нового», «новое – это хорошо забытое старое», «все велосипеды давно изобретены» и т.п. Он активен как новатор, но его активность расходуется на то, чтобы повернуть все назад, в прошлое [8].

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ(педагогический) феномен (явление), характеризующий позицию (систему взглядов и установок) учителя, направленную на отказ от нового (новшеств) в образовательном процессе и сохранение традиционного (традиций) в содержании и способах передачи накопленного опыта.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в сознании консерваторов, ретроградов и скептиков возникают так называемые психологические барьеры, а у нейтралов можно наблюдать предбарьерные состояния.

Психологические барьеры по отношению к нововведениям. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕРэто совокупность действий, ожиданий и эмоциональных переживаний работника, у которого скрыто или явно выражаются негативные состояния, вызванные инновацией. По формам проявления психологические барьеры можно разделить па пассивные, активные и крайние (откровенный саботаж). Психологический барьер является развивающимся образованием, так как его параметры (характер и формы сопротивления) изменяются на разных этапах нововведений, зависят от типа организации и различны у разных категорий работников. Как правило, барьер выше на этапе внедрения инновации, а также при низкой квалификации персонала или в пожилом возрасте.

С какими же барьерами инновационной деятельности приходится сталкиваться педагогам? Наиболее полным представляется нам перечень барьеров, выделенный И.Е. Пискаревой:

1. Педагогические (профессиональные):

- отсутствие стремления к высоким результатам своего труда;

- отсутствие способности к сотворчеству;

- отсутствие интереса к новым идеям в области психологии;

- отсутствие интереса к внедрению новых педагогических технологий.

2. Психологические:

- отсутствие стремления к самосовершенствованию;

- отсутствие способности к рефлексии собственной деятельности;

- отсутствие интереса к педагогической инноватике.

3. Социальные:

- низкий уровень заработной платы;

- невнимание общества к образованию (быт, условия труда и др.);

- отсутствие условий для профессионального роста.
Мы видим, что большинство из вышеперечисленных психологических барьеров лежит в области эмоционально-личностной сферы педагога, следствием деформации которой является синдром эмоционального сгорания. Это позволяет нам считать его одним из затруднений, мешающих педагогу эффективно осуществлять инновационную деятельность.

Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. А.И. Пригожин выделяет несколько инновационных стереотипов, некоторые из которых мы перечислим.

1. «Это у нас уже есть». Приводится пример, действительно сходный в некоторых чертах с предлагаемым новшеством.

2. «Это у нас не получится». Перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение.

3. «Это не решает наших главных проблем». Поза сторонника радикальных решений. Инноватор в этом случае получает черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса.

4. «Это требует доработки». У новшества выделяются его действительные недостатки, ограничения, недоработанные элементы, которые всегда неизбежны, ибо всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем режиме.

5. «Здесь не все равноценно» – ставка на отсечение некоторых деталей по любому из названных выше соображений, отчего новшество либо становится «безобидным» по своему инновационному потенциалу, «приручается», либо оказывается бессмысленным по той же причине, ибо ощутимого эффекта уже не предвидится.

6. «Есть и другие предложения». Подразумевается вполне реальная альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими авторами, школами.

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор методов. Среди них наиболее распространенными считаются следующие:

1. «Метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты распространения новшества, объема содержания;

2. «Метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

3. «Метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном статусе;

4. «Метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

5. «Метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым. Многие элементы не замещаются новыми, а продолжают действовать с ними и т.д.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры творчества:

1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («я-концепция»), характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

6. Ригидность («вязкость») мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это освоение в образовательных организациях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: