Тема: Национальное своеобразие воспитания

Основные понятия: национальное и интернациональное воспитание, средства народной педагогики в педагогической деятельности, культура межнационального общения, патриотизм и интернационализм, веротерпимость, толерантность, этнос, субэтнос, этническая группа, этническая среда, этническая социализация, этническое самосознание, этническая социализация подростков.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Воспитание культуры межнационального общения.

2) Воспитание патриотизма и интернационализма.

3) Формирование веротерпимости и толерантности.

4) Этническая социализация подростков.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма организации занятия – лабораторно-практическое занятие. Методы обучения, используемые на практическом занятии – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности студентов: анализ учебных пособий, сообщения, презентации студентов, дополнение «Словаря педагогических терминов».

Литература

Основная:

1. Безрукова, В.С.Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013.

2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

3. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2010. – 352с.: ил.

4. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

5. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная:

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Волков Т.Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. -М.: Академия, 1999.

3. Живогляд М.В. Педагогическая поддержка этнической социализации подростков: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. – Армавир: АГПУ, 2009.

4. Живогляд М.В., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к работе по этнической социализации подростков. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2009.

5. Лихачев, Б. Т Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

6. Методика воспитательной работы / Л.А. Байбакова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 160с.

7. Педагогика: теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / [Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 512с.

8. Подласый И.П. педагогика: учебник/ И.П.Подласый. – 2-е изд, доп. – М.: Изд-во Юрайт – ИД Юрайт, 2011.- 574с.

Интернет-ресурсы

1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учеб. Пос. / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М.: 2004.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

Задания для СРС

1. Работая в творческих микгрогруппах, подготовить как проект один из вариантов обсуждения проблемы: «Культура межнационального общения как один из аспектов воспитания базовой культуры личности в соответствии с ФГОС».

2. Подготовить видеоролики, презентации по темам: «Общее и особенное в этнопедагогике народов Северного Кавказа и Кубани», «Особенности воспитания мальчиков и девочек у различных этносов, проживающих на Кубани», «Полиэтническое, поликультурное пространство Кубани», «Взаимопроникновение культур различных этносов в процесс воспитания подростков и юношей».

3. Подберите в «Копилку классного руководителя» различные тренинги по формированию культуры межнациональных отношений, формированию веротерпимости и толерантности (с учетом возрастных особенностей учащихся 5-7-х классов).

4. Составить методические разработки воспитательных дел, классных часов, родительских собраний, направленных на формирование патриотизма и интернационализма. Тезисно ответьте на вопрос: «Что входит в понятие «основные характеристики этнической социализации подростков?».

5. Во время предстоящей педпрактики в школе проведите Анкету для подростков(юношей), а также ответьте на вопросы предлагаемой анкеты

Цель: выявление интереса к познанию этнокультурных норм, своих прав и обязательств в социуме.

Ход проведения. Каждому участнику предлагается ответить на следую­щие вопросы:

1. Часто ли вы интересуетесь событиями общественной жизни в стране, в родном городе?

2. Часто ли вы выступаете в жизни национальной общины в роли ак­тивного участника происходящего?

3. Поддерживаете ли принятые в классе (группе) этнокультурные традиции?

4. Стремитесь ли вы поступать в соответствии с традициями своего народа?

5. Для вас важно, как оценивают ваши действия окружающие?

6. Вам нравится организовывать этнокультурные мероприятия?

7. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы представителей вашей национальности?

8. В вашем коллективе принято помогать представителям других национальностей?

Обработка и интерпретация результатов. Нулевую оценку получают ответы «Нет», ответ «Да» — 1 балл. Находится сумма баллов, полученных при сложении результатов всех наборов вопросов, и по сумме баллов подросток (юноша) относится к группе с высоким, средним или низким уровнями интереса:

0 — 2 балла — низкий уровень;

3 —5 баллов — средний уровень;

6 — 8 баллов — высокий уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: