Новое поколение преподавателей начинает отказываться от процессов обучения, которые сопровождали первую и вторую промышленные революции, и нарабатывать практику преподавания, нацеленную на формирование расширенного экологического «Я», сопряженного с биосферным сознанием. Доминирующий вертикальный подход к преподаванию, цель которого заключалась в воспитании конкурентоспособной, независимой личности, уступает место распределенному подходу на основе сотрудничества с прицелом на внушение чувства социального характера знания. Интеллект в новой системе мышления рассматривается не как то, что человек наследует или накапливает, а как общие познания, распределенные среди людей.
Новый подход к обучению отражает процессы получения и обмена информацией, идеями и опытом в Интернете, в открытых обучающих пространствах и социальных сетях. Распределенное обучение на основе сотрудничества также готовит трудовые ресурсы XXI века для экономики третьей промышленной революции, которая строится на тех же принципах.
|
|
Более важно то, что, приобретая навыки думать и действовать в распределенном, ориентированном на сотрудничество ключе, учащиеся начинают воспринимать себя как сопереживающие личности, вплетенные в сети общих взаимосвязей во все более широких сообществах, которые в конечном итоге охватывают биосферу в целом.
Распределенное и основанное на сотрудничестве будущее начинается с допущения о том, что обучение всегда является глубоко социальным процессом. Мы учимся в результате участия. Хотя традиционное образование поддерживает идею о том, что обучение — это индивидуальное дело, в реальности «процесс осмысления идет при взаимодействии индивидуумов в той же мере, что и внутри каждого из них» [12]. Каждый из нас время от времени погружается в индивидуальные размышления, но даже в эти моменты наши мысли так или иначе тесно связаны с прошлым опытом общения, из которого мы вынесли общие понятийные представления. Новые реформаторы системы образования акцентируют внимание на разрушении стен и вовлечении всего разнообразия участников в более распределенные образовательные сообщества на основе сотрудничества как в виртуальном, так и в реальном пространстве.
Распространение социальных сетей и различных форм сотрудничества в Интернете выводит образовательный процесс за пределы классной комнаты в глобальную образовательную среду в киберпространстве. Yahoo! и Skype позволяют учащимся дистанционно присутствовать в виртуальных классных комнатах. Когда учащиеся, представляющие очень непохожие культуры, участвуют в выполнении совместных учебных заданий и классных проектах в реальном времени в виртуальном пространстве, процесс обучения трансформируется в горизонтальное взаимодействие со всем миром.
|
|
Учащиеся Бруклинской школы телекоммуникаций и Школы Ли в Винтертуре, Швейцария, участвовали в совместном проекте создания виртуальной классной комнаты во время войны в Ираке с целью изучения восприятия представителями различных культур войны на Ближнем Востоке, а также других глобальных конфликтов и мирных инициатив. Учащиеся обменивались мнениями, задавали друг другу вопросы и выполняли виртуальные классные задания, пользуясь при этом онлайновыми чатами, видеоконференциями и досками объявлений.
Во время такого обмена мнениями учащийся из Швейцарии заявил, что большинство американцев поддерживают войну, но ему тут же возразили двое учащихся из Америки, у одного из которых дядя был военным и находился в Ираке, а у другого родители имели палестинские корни. При проведении онлайновых виртуальных занятий школьники нередко заводили разговор о проблемах, которые были им близки. Один из американских школьников поинтересовался у швейцарца, может ли он в своем городе приобрести нож и пистолет так же легко, как и в Нью-Йорке [13].
Расширение границ классной комнаты дает возможность молодым людям общаться со своими сверстниками по всему миру, ведет к углублению чувства сопереживания. Образование становится в прямом смысле планетарным делом, что ускоряет формирование биосферного сознания.
Расширение среды обучения на глобальном уровне в киберпространстве сопровождается ее расширением на местном уровне в школах. Традиционный барьер, разделяющий классную комнату и местное сообщество, разрушается по мере того, как процесс обучения становится более распределенным и вбирает в себя как формальные, так и неформальные режимы получения образования в более широких и разнообразных социальных пространствах гражданского общества.
В последние 25 лет американские средние школы и колледжи занимаются внедрением программ совмещения образования с общественно полезной деятельностью — образовательной модели, основанной на сопереживании и сотрудничестве. Эта модель кардинальным образом изменила образовательный процесс для миллионов молодых людей. Условиями окончания школы являются работа учеников в качестве волонтеров в ближайших некоммерческих организациях и участие в инициативах местных общин, направленных на оказание помощи нуждающимся и улучшение общего благосостояния. По данным Министерства образования США, четыре из пяти представителей поколения 2000-х принимают участие в общественной деятельности во время учебы в средней школе [14].
В Чикаго в рамках инициативы Memory Bridge учащихся из беднейших кварталов в южной части города обучают работе со страдающими болезнью Альцгеймера в домах престарелых. Уникальность чикагской программы заключается в том, что многие учащиеся — это выходцы из мира ужасающей бедности, где наркомания, безудержная преступность и насилие являются образом жизни, а жестокость — стратегией выживания. Оказание поддержки беспомощным старикам, которым с трудом даются самые простые вещи, пробуждает в учащихся сопереживание, позволяет им преодолеть себя и воспитывает долго подавляемое стремление к общению [15].
Работа в бесплатных столовых, медицинских пунктах и центрах помощи, участие в экологических проектах, образовательных программах и в сотнях других видов некоммерческой деятельности в ближайшей округе трансформировали процесс обучения. Общение со множеством людей из разных слоев общества привело к заметному усилению чувства сопереживания среди молодых людей. Исследования показывают, что многие учащиеся испытывают глубокое сопереживание, когда оказываются в незнакомой среде, где требуется помощь. Полученный там опыт нередко становится переломным моментом, меняет представление о том, что составляет смысл жизни. В образовательных системах других стран реализуются собственные программы совмещения образования с общественно полезной деятельностью.
|
|
В некоторых школах и университетах общественно полезная деятельность встраивается в учебную программу. Изучение предметных областей оживляется прямым участием. Учащиеся получают знания по социологии, политологии, психологии, биологии, математике, музыке, изобразительному искусству, литературе и т.д. как в классе, так и в процессе прямого общения с другими при осуществлении общественно полезной деятельности в местной общине.
Так, учащиеся, которые работают с пожилыми людьми, могут использовать свой опыт при обсуждении на занятиях, посвященных социальным исследованиям, бюджетных приоритетов на федеральном уровне и на уровне штата, а также вопроса об обязанности молодого поколения заботиться о пожилых людях в стареющем обществе. К какой финансовой жертве в пользу уходящего старого поколения должны быть готовы молодые, особенно если это означает отказ от возможностей в будущем сделать более комфортной собственную жизнь? Дискуссии в классной комнате становятся более осмысленными, актуальными и открытыми, когда учащиеся на собственном опыте знают ситуацию.