Школьно – зрелыми считаются дети, получившие сумму 24 – 29 баллов, средне – зрелыми – дети, получившие 20 – 24 балла и незрелыми 15 – 20 баллов.
Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолог – педагог, логическое заключение может дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией.
Диагностика проводится в индивидуальной форме.
Инструкция. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты – измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки». Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:
книга лампа ручка
стол окно город
стул ухо брат
флаг ребенок
Если ребенок допускает ошибки в первых 2 словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: «Игрушка - игрушки». Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):
книги лампы ручки
столы окна города
стулья уши братья
флагиребята
На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.
Изучение психического развития детей дошкольного возраста
Обработка результатов
3 балла – ребенок допустил не более двух ошибок;
2 балла – допущено от 3 до 6 ошибок;
1 балл – ребенок допустил более 7 ошибок.
Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.
Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл), нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.
Список литературы:
- Азбука педагогического труда. Выпуск 4, Орел, 2005.
- Педагогическая практика в начальной школе /Под ред.Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. Москва, 2000.
- Практика «Первые дни ребенка в школе». Московский комитет образования.
Педагогический колледж №.6.
4. Рекомендации по проф.практике студентов по спец.среднего педагогического
образования. Письмо Министерства образования РФ от 3 марта 2003г.
№18 – 51 – 210ин/18 – 28.
5. Тестирование детей. Ростов – на – Дону «Феникс», 2005.