Часть 1.
1. Возникновение психологического направления в русском литературоведении и его философские основы. Истолкование литературных явлений как выражения духовной жизни художника, познание творчества через систему мышления художника.
2. Психология художественного творчества в трудах А.А.Потебни. А. А. Потебня о специфичности художественного мышления, о внутренней форме поэтического произведения и т. д.
3. Проблемы психологии художественного творчества в трудах Д.Н.Овсянико-Куликовского. Суждения Д. Овсяннико-Куликовского о специфике читательского восприятия.
4. «Психология искусства» Л.С.Выготского.
5. Причина популярности фрейдизм Развитие идеи психологической школы в ХХ веке.Теория психоанализа(З. Фрейд). Один из методов литературоведения, рассматривающий искусство как стихийное проявление сферы подсознательного. Психическая энергия («либидо») — основа творческой деятельности. Теория сублимации.
6. Психоаналитическая концепция К.Г.Юнга.
7. Э.Фром о социальном бессознательном.
|
|
8. Психоаналитический метод Ж.Лакана.
Часть 2.
1. Методологические принципы мифологической школы Изучение литературных явлений в связи с фольклором и народной мифологией, народными преданиями. Истолкование языка и мифологии как концентрированного выражения многообразных сторон мировоззрения и культуры народа. Виднейшие представители сравнительно-исторического метода на Западе (Дж.Денлоп, Т.Бенфей) и в России (Александр и Алексей Веселовские, Вс.Миллер).А.Афанасьев.
2. Ф.И.Буслаев как основопложник русской мирологической школы.
3. Школа сравнительной мифологии: А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер, А.А.Котляревский.
4. Развитие идей мифологической школы в ХХ веке: теория архетипов К. Юнга, этнографические исследования Дж. Фрезера, ритуально-мифологическая критика (Н. Фрай, М. Боткин).
Литература:
Основная:
Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.
Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.
Буслаев Ф.И. Народная поэзия. Исторические очерки / Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
Гримм Я. Немецкая мифология // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К.Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология мысли и чувства // Овсянико-Куликовский Д.Н. Собр. соч. Т. 6. СПб, 1911.
Потебня А.А Пол. соб. тр. Т. 1. Мысль и язык. М., 1999.
Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К.Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1987.
|
|
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995.
Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К.Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г.К.Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Дополнительная:
Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.
Волошинов В.Н. Фрейдизм. М., Л., 1927.
Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь, Достоевский. М.: Новое литературное обозрение, 1999.
Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.
Зарубежный психоанализ. СПб: Питер, 2001.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьбы разума после Фрейда. М., 1997.
Лейбин В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия/ В. Лейбин. - Т. 1. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов// Литературные архетипы и универсалии. М., 2001.
Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов// Литературные архетипы и универсалии. М. 2001. С. 73 - 150.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.
Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении. М., 1981.
Отечественный психоанализ. СПб.: Питер, 2001.
Пресняков О.П. А.А.Потебня и русское литературоведение конца ХIХ – начала ХХ века. Саратов, 1978.
Смирнов И.П. Место “мифопоэтического” подхода к литературному произведению среди других толкований текста// Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978.
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
Топоров В.Н.О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
Топоров В.Н. Пространство и текст/ В.Н. Топоров// Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983.
Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.
Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.
Швейбельман Н.Ф. Опыт интерпретации сюрреалистического текста. Тюмень, 1996.
Эткинд А. Эрос невозможного. М., 1994.
Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVIII – ХIХ вв. М., 1999.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов/ К.Г. Юнг. М., 1997.