Основные проблемы:
1. Развитие образования и просвещения в России в XIX в.
2. Достижения российской науки и техники в XIX в.
3. Русское искусство XIX в.: основные стили и представители.
Темы докладов и рефератов:
1. Мастера «Ампира» в России.
3. Девятнадцатый век - «золотой век» русской музыки.
4. Образы Петербурга в художественной культуре XIX века.
5. Научно-просветительские учреждения в России в XIX в.
6. Деятельность художников-передвижников.
Определите и выпишите в глоссарий понятия:: литература «Золотого века», изобразительное искусство, архитектура, классицизм, романтизм, реализм, ампир, эклектика.
Деятели культуры: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.В. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.Н. Крамской, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.И. Лобачевский, С.В. Ковалевская, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн, М.П. Лазарев.
Литература [ основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 10 – 13, 19 – 22, 24 – 26, 28, 31].
Приступая к изучению темы «Культура России XIX в» необходимо вспомнить достижения и основные события истории культуры XVIII в.
|
|
Изучая первый вопрос необходимо учитывать, что общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев населения. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. При изучении второго вопроса необходимо помнить, что рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ. Этот вопрос целесообразно освещать в соответствии со следующим планом: 1. естествознание, 2. географические исследования, 3. гуманитарное знание. 4. итоги развития науки в XIX в.
Третий вопрос следует изучать придерживаясь следующего плана: 1.литература, 2. живопись, 3. театр, 4. музыка. Русское искусство развивается в русле общей для Европы эволюции. Классицизм сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.