Содержание речи

Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные ри­торы. Именно с «изобретения мыслей» начинается под­готовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».

Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.

Цель оратора — воздействовать на сознание слуша­телей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует отом, что ин­тересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слу­шателей.

Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.

Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.

А вот основных идей в речи может быть несколько.

Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на дру­гое в процессе выступления может непоправимо ис­портить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить жела­ющим ознакомиться с ними после доклада.

Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить неболь­шую часть дела, чем сделать плохо в десять раз боль­шее».

Можно предварительно определить объем речи. Ска­жем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.

Репетиция

Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невоз­можно не понять.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная за­пись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после ре­петиции. Известные ораторы посвящали много време­ни подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними за­готовками.

Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живо­го контакта между ними и оратором. К тому же зачи­тывание речи у многих ассоциируется с недостаточ­ным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.

В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и циф­ровой материал.

Цитаты и цифры представляют собой сгустки ин­формации и являются сильнейшими аргументами. Ма­лейшая неточность может повлиять на смысл изла­гаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к суще­ственным искажениям информации. Нечестные орато­ры пользуются этим преднамеренно, прием этот на­зывают «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступ­ления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный мате­риал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возмож­ность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: