Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные риторы. Именно с «изобретения мыслей» начинается подготовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».
Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.
Цель оратора — воздействовать на сознание слушателей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует отом, что интересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слушателей.
Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.
Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.
А вот основных идей в речи может быть несколько.
Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить желающим ознакомиться с ними после доклада.
Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз большее».
Можно предварительно определить объем речи. Скажем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.
Репетиция
Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невозможно не понять.
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после репетиции. Известные ораторы посвящали много времени подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними заготовками.
Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живого контакта между ними и оратором. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.
В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».
Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и цифровой материал.
Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильнейшими аргументами. Малейшая неточность может повлиять на смысл излагаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называют «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.
Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.
Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.
Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.