В процессе развития теории и практики обучения сформировались его различные виды.
v Сократовский. Систематическое обучение, суть которого состоит в постановке наводящих вопросов в процессе поиска истины.
v Догматическое обучение. Сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушанье, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста.
v Объяснительно-иллюстративное обучение (пассивно-созерцательное). Цель этого вида обучения – передача знаний и применение их на практике. Учебный материал преподаватель излагает с применением наглядных материалов, чтобы обеспечить усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
v Проблемное обучение. В его основе лежит идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о развитии сознания человека через разрешение познавательных проблем. Проблемное обучение предполагает, что обучаемый хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен их искать.
|
|
v Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление этой системой осуществляется посредством посылки команд со стороны обучающего, компьютера и других технических средств обучаемому и получения информации о ходе обучения обучаемым (оценка) и самим обучаемым (самооценка), т.е. использование обратной связи в масштабе реального времени.
v Модульное обучение. предполагает такую организацию процесса, при которой преподаватель и обучаемые работают с информацией, представленной в виде модулей. Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу.
Методы обучения
В педагогике неоднократно предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. В настоящее время существуют различные классификации по разным основаниям. Например:
- методы передачи и усвоения знаний: беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с текстом;
- практические методы обучения: практические занятия, лабораторные работы;
- контроль и оценка результатов обучения: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачёты и экзамены, защита проектов.