Сегодня, когда так много говорится о дистанционном обучении, важно уделить внимание существенному вопросу – что может и чего не может обеспечить дистанционное обучение. Это убережет от встречающейся порой неадекватной оценки этой, безусловно, перспективной, но не всемогущей образовательной технологии.
Для выяснения возможностей и ограничений дистанционного обучения проанализируем отдельные стадии обучения, которые так или иначе присутствуют в любом учебном процессе, позволяя говорить об универсальной модели обучения:
· мотивация;
· организация обучения;
· понимание;
· контроль и оценка;
· повторение и обобщение.
Мотивация
На успешность обучения большое внимание оказывают
· интересы;
· мотивы;
· ценностные установки;
· потребности индивидуума.
Обучаемый должен иметь желание учиться и осознавать необходимость этого. Учебный процесс по своей природе целенаправлен, хотя и не исключает элементов случайности. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.
Существуют различные способы и приемы мотивирования обучения. К их числу, несомненно, следует отнести и использование в учебном процессе компьютера и компьютерных технологий, причем не только в дисциплинах «компьютерного» цикла. Например, трудно переоценить возможность получения в дополнение к учебнику высококачественной, хорошо оформленной и прокомментированной информации на компакт-дисках или из сети Интернет. Несомненно, это оживляет учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность учащегося, а значит, обеспечивает мотивацию в обучении.
Разумеется, нужен баланс акцентов, чтобы необходимость изучения конкретного материала не подменялась разговорами о возможностях современных компьютерных средств. Другими словами, чтобы внимание обучаемого не смещалась от объекта изучения к средству обучения.