Гистрионы

Жизнь феодальной Европы постепенно оживлялась. Начиная с XI века натуральное хозяйство уступает место товарно-денеж­ным отношениям; происходит отделение ремесла от сельского хо­зяйства, расширяется торговля. Города становятся экономи­ческими и административными центрами. Жизнь города активи­зируется, определяя тем самым начало перехода от раннего сред­невековья к периоду развитого феодализма.

Нарушается замкнутость средневековой деревни. Сельские проезжие дороги превращаются в торговые пути, по которым ездят караваны купцов. Усиливается тяготение сельского насе­ления в город, связанное с тем, что крепостной, скрывшийся от своего помещика за городскую стену, через год становился сво­бодным и, осев в городе, мог заниматься торговлей и ремеслом. Вместе с наиболее предприимчивыми людьми в город перебира­лись и искусные деревенские плясуны, острословы и музыканты. Живя среди ремесленного народа, они легко превращались в профессиональных развлекателей, совершенствовали свое мастер­ство — общий процесс разделения труда сказывался и в этой области. Создавались кадры городских увеселителей, которых начали называть старым термином, унаследованным от древнего Рима, — гистрионами.

Расцвет деятельности гистрионов как массового и популяр­ного искусства происходит с XI по XIII век, то есть падает на время возникновения средневековых городов.

Если в предшествующие века развлекатели встречались еди­ницами и выступали главным образом в качестве шутов в рыцар­ских замках, то с XII века их количество исчисляется сотнями и тысячами и выступают они перед самой широкой народной аудиторией как профессиональные забавники-гистрионы..

В шуме базарного дня, в городской рыночной атмосфере, столь отличной от однообразия и застоя деревенской жизни, из самого духа веселой ярмарки развилось искусство средневекового гистриона. Хотя он пришел из деревни, но быстро стал в городе своим человеком. Он изменял, приспосабливал свое искусство к новым условиям жизни, бросая свои сельские повадки с таким же успехом, как это делали многие его слушатели, прожившие «год и день» в городе и превращавшиеся из беглых холопов в свободных горожан. Таким образом, источником искусства сред­невековых гистрионов, родившегося в сельских обрядовых играх и развившегося в определенный вид зрелищ в городской ярма­рочной среде, была живая народная жизнь.

Исторически несостоятельной и методологически глубоко по­рочной является точка зрения буржуазных ученых компаративи-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: