Первое и второе послания к солунянам

Основание церкви Солунской

Об основании Солунской церкви Ап. Павлом вовторое его проповедническое путешествие рас­сказывается в кн. Деяний. Таким образом, с чес­тью освободившись из темничного заключенияв Филиппах и простившись в доме Лидии с бра­тьями христианами, Павел и Сила через Амфи-поль и Аполлонию (небольшие македонские го­рода) пришли в Фессалонику (или Солунь), гдебыла иудейская синагога. Павел, по своему обык­новению, вошел к иудеям и три субботы говорилс ними из Писаний, доказывая, что Христу надле­жало пострадать и воскреснуть из мертвых, чтоэтот Христос е Иисус, Которого проповедуетАпостол. И некоторые из них уверовали. Но и кроме синагоги Апостол обращал речь свою к народу солунскому на улицах, на площадях и в частных домашних собраниях (Деян. 2:9-12). «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собра­лись толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повеле­ний кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Де­ян. 17:5-7).

Клевета эта встревожила не только простой народ, темный и всегда легковерный, но и самих городских начальников, которые, «...получив удо­стоверение о личности пришельцев от Иасона и прочих...» и, конечно, поняв клевету, отпустили их. «Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию...» (Деян. 17:8-10). В крат­кий трехнедельный срок апостольской проповеди образовалась значительная по числу, крепкая по вере и горячая по силе сердечного убеждения христианская община.

Поручив продолжать свое дело в Солуни и в Верии своим ближайшим ученикам и уходя с проповедью все дальше от Солуня к Афинам, Апостол поручил сопровождавшим его до Афин ученикам вызвать к себе Силу и Тимофея, в на­дежде узнать от них что-нибудь о солунянах. Так как прибывший по этому вызову в Афины Тимо­фей не мог ничего сообщить о них Апостолу, Па­вел направил его обратно в Солунь. Пока путеше­ствовал Тимофей, Ап. Павел с проповедью пере-'нсл в Коринф и здесь получил успокоительные известия о солунянах от возвратившегося Тимо­фея. Оказалось, что слышанное от Апостола сло- во Божие «действует в верующих Солунянах».

Такие вести ободрили Павла. «Мы живы, ког­да вы стоите в Господе», - писал он солунянам. Но Тимофей не умолчал и о несовершенных чле­нах церкви Солунской, а равно и о волновавших ее вопросах и недоумениях. Недоумение солунян касалось, главным образом, участи умерших род­ственников. Ожидая скорого пришествия Хрис­това на землю и открытия царства славы, одни думали, что участие в нем примут только остав­шиеся живыми, и потому умершие представля­лись им обездоленными, а смерть наводила ужас. Оказалось, что закваска плотской языческой жизни не у всех солунян исчезла. Это побудило Апостолов немедленно писать солунянам, чтобы, во-первых, предложить лекарство против тех нравственных недугов, которыми страдали чле­ны церкви Солунской, а во-вторых, успокоить их относительно судьбы умерших, предложив уче­ние о втором пришествии Христовом.

Не терпя более «неизвестности о вашем поло­жении, я, оставшись в Афинах один, послал узнать о вере вашей Тимофея, брата нашего, - пи­шет Павел солунянам, - теперь же, когда при­шел к нам от вас Тимофей и принес добрую весть о вере и любви вашей..., то мы... утешились ва­ми» (1 Сол. 3). Очевидно, что Апостол пишет к солунянам тотчас же по возвращении к нему Тимофея. В кн. Деяний повествуется, что воз­вратившийся Тимофей прибыл к Апостолу не в Афины, а в Коринф. Таким образом, послание к солунянам написано из Коринфа. А так как в Коринфе на этот раз Апостол поселился у иу­деев Акилы и Прискиллы, прибывших из Ита­лии по указу императора Клавдия об изгнании из Рима иудеев 52-го года, то написание посла­ния можно отнести приблизительно к концу 52 или к началу 54-го года по Р.Х.

Глубоко проникшись мыслью первого посла­ния о внезапности пришествия Христова и о нужде ежечасно ждать Его, солуняне стали колебаться умом и смущаться, будто уже насту­пает день Христов. А гонения и скорби, перено­симые солунянами, естественно, устремляли мысль к грядущему праведному суду Божию. При этом на взволнованные сердца горевших ве­рой и любовью солунян стали действовать какие-то люди, выдававшие себя за вдохновенных про­роков и уверявшие, что они имеют указания на близость дня Христова. Иные из них даже ссыла­лись на самого Ап. Павла, будто бы думавшего и учившего так же, как и они. Находились и та­кие, которые для окончательного уверения пря­мо показывали подложное послание, как бы по­сланное Апостолом. Все это навело ужас на со-лунское общество. Узнав обо всем этом, Ап. Па­вел поспешил уврачевать солунян вторым своим посланием.

Содержание второго Послания к Солунянам показывает, что оно написано через короткий промежуток после первого, ибо служит лишь его пояснительным продолжением и раскрывает те же предметы, что и первое. Таким образом, мес­том написания второго послания к солунянам считают тот же Коринф, а временем написания -тот же 52-54-й год.

Все три главы 2 Сол. связаны одной общей мыслью о втором пришествии Христа Спасителя на землю и о страшном суде Его над родом чело­веческим. Первую главу можно назвать вступи­тельной; в ней Апостол раскрывает сначала доб­рую сторону того, что мысль солунян так крепко занята вопросом о пришествии Господа. Он бла­годарит за них Бога, что, подкрепляя себя мыс­лью о предстоящем суде, они с терпением и верой переносят все гонения и скорби, и в этом терпе­нии находит доказательство того, что суд Божий непременно будет и что Господь тогда сотворит отмщение гонителям и вообще всем, не покоряю­щимся благовествованию Господню.

Во главе 2 Апостол говорит о великом дне Гос­поднем. Ошибочному убеждению в близости пришествия Христова Ап. Павел противопостав­ляет признаки этого пришествия, в частности по-явление антихриста.

В главе 3 Павел обличает бросивших свои де­ла и праздно ходящих в ожидании скорого при­шествия некоторых членов церкви Солунской. Ссылаясь на собственный пример, как он, нахо­дясь в Солуни, ни у кого даром не ел хлеба и за­нимался работой день и ночь, Апостол даже со строгостью власти приказывает не сообщаться с теми, которые поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся.

Подробный разбор первого и второго послания ксолунянам

Как повествуется в Деян. 16:6-10, во время второ­го миссионерского путешествия в начале 50-х го­дов Павел прошел через Фригию и Галатию. Пе­ред ним лежали Дарданеллы (Геллеспонт). К югу была многолюдная провинция Асия, к северу расстилалась провинция Вифиния, но Дух Свя­той не допустил его ни в ту, ни в другую сторону, а направил к Эгейскому морю. Так прибыл он в Троаду Александрийскую. Здесь у пего было видение человека, звавшего: «Приди в Македо­нию и помоги нам». Павел пересек Эгейское мо­ре, и благая весть впервые достигла Европы.

Он высадился в Македонии - на родине Алек­сандра Македонского (ученика Аристотеля), за­воевавшего весь мир, космополита, мечтавшего о едином мире, в котором господствовала бы про­свещенная культура Греции. Александр Маке­донский видел свою задачу в том, чтобы «соче­тать Восток и Запад». Он мечтал об универсаль­ной империи, в которой не будет ни грека, ни иу­дея, ни варвара, ни скифа, но все народы и племе­на объединятся в единую семью (Кол. 3:11). Па­вел хорошо знал об этом. Он отправился в Евро­пу из Троады Александрийской, названной в честь Александра Македонского. Он пропове­довал в г. Филиппах, названном в честь Филиппа, отца Александра, затем отправился в Фессалони-ку, названную в честь сводной сестры Александ­ра. Весь район Павловой проповеди был полон воспоминаний, связанных с Александром Маке­донским, что заставляло размышлять о покоре­нии всего мира Христом, как в свое время этот мир был покорен Александром Македонским.

Фессалонику раньше называли Тэрми («горя­чие источники»), поэтому залив, на берегах кото­рого стоял город, назывался Тэрмиским (Термаи-кос). Это был крупный порт, где в свое время рас­полагалась крупная военно-морская база царя Ксеркса, когда он вторгся в Европу; в римскую эпоху там находились крупнейшие в империи су­достроительные верфи.

В 315 г. до Р.Х. город получил название Фесса-лоники в честь дочери Филиппа Македонского и сводной сестры Александра Македонского. Го­род имел статус вольного, свободного, т.е. там не было римского гарнизона и существовало само­управление («элэвфэрия»). Здесь имелись свои выборные магистраты, градоначальники («поли-тархос»), о которых упоминается в Деян. 17:6-8. Население составляло около 200 тысяч человек (сейчас в Салониках живет не намного больше -350 тысяч человек), и одно время Фессалоники оспаривали у Константинополя титул столицы мира.

Город решал важнейшие дела народным со­бранием - демосом. В Деян. 17:5 говорится, что восставшие против Павла и Силы жители «со­брались толпою» (слав.: «собравше народ»), т.е. собрали демос (своего рода солунский вариант вече). Этот демос причинял Ап. Павлу немало хлопот. Апостол гораздо быстрее находил общий язык с римскими проконсулами и наместниками, чем с демократией. Видимо, недаром в славян­ском тексте «димос» - «городское народное со­брание» - переводится как «толпа», которая не раз пыталась устроить над Павлом и его сотруд­никами бесчинный самосуд и дикую расправу.

В 304 г. в Солуни пострадал великомученик Димитрий, ставший впоследствии покровителем не только города, но и всей Греции. В современ­ной Греции Димитрий Солунский - самый почи­таемый святой. В 389 г. город был местом страш­ной резни, устроенной по приказу императора Феодосия, мстившего за убийство своего чинов­ника. За это Феодосии был осужден св. Амвроси­ем Медиоланским, отлучен на год от Церкви и не допускался в алтарь для причастия. В 903 г. Со-лунь была захвачена сарацинами, в 1430 г. - заво­евана турками и только в 1912 г. освобождена. Это родина великих славянских Апостолов -святых братьев Кирилла и Мефодия.

Особое значение Солуни было связано с тем, что город стоял на дороге Виа Игнация, соеди­нявшей побережье Адриатического моря с Кон­стантинополем на Босфоре и далее с Малой Ази­ей (Вифиния) и Востоком. В Фессалониках схо­дились Запад и Восток, это был перекресток в международной торговле.

Пустив корни в Солуни, христианство неиз­бежно должно было стать мировой религией, распространиться по Виа Игнация на восток, за­воевав Малую Азию, а также на запад и овладеть Римом.

История пребывания Павла в Солуни изло­жена в Деян. 17:1-10. В течение трех суббот он проповедовал в синагоге, так что в Солуни он пробыл приблизительно три недели. Павел имел кз у язычников, привел ему пришлось спешно под покровом ночи ретироваться в Верию (в 100 км к западу от Солуни).

Те же самые злоключения произошли в Верии (Деян. 17:10-12), и тогда Павлу пришлось, оста­вив Тимофея и Силу, бежать в Афины.

Из Афин Павел направил Тимофея в Солунь i 1 Сол. 2:17; 3:1-5), чтобы узнать о молодой церк­ви. Тимофей принес хорошие новости. Солуняне твердо стояли в своей вере (1 Сол. 2:14; 3:4-6;»:9, 10). Они были «славой и радостью» Павла. 1 Сол. 2:20 - «Вы бо есте слава наша и радость». I Io были и тревожные новости. Проповедь второ­го пришествия Христа создала нездоровую об­становку, в которой люди бросили свои обыден­ные дела и прекратили работу в истерическом ожидании второго пришествия. Эсхатологичес­кие чаяния были раскалены до предела. Поэтому Павел так горячо убеждает солунян заниматься своими делами. 1 Сол. 4:10, 11 - «Умоляем же вас, братия,...делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам.

вам...».

Во 2 Сол. 3:10 Павел обращается к солунянам еще строже: «...если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (слав.: «аще кто не хощет делати, ниже да яст»). Аналогия этих слов - в Быт. 3:19 -«В поте лица твоего будешь есть хлеб...».

[На первых советских банкнотах 1920 г. ци­тировались эти слова с указанием источника, главы и стиха: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Уже тогда российские финансисты не хо­тели отставать от американских, которые на долларах указывали кредо веры: «In God we trust». Но, в отличие («долларов, первые совет­ские рубли моментально обесценились и в 1921 г. были заменены червонцами. Слова Павла из 2 Сол. 3:10 в советской России стали юридическим обоснованием закона о тунеядст­ве, хотя Апостол имел в виду добровольный нравственный принцип, не основанный на при­нуждении.]

Два послания

1 и 2 Сол. очень похожи друг на друга и написа­ны, видимо, в начале 50-х годов из Коринфа с промежутком всего в несколько недель, а может быть, даже дней.

В конце 2 Сол. 3:17-18 Ап. Павел пишет: «Приветствие моею рукою, Павловою, что слу­жит знаком во всяком послании; пишу я так: бла­годать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (слав.: «Целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяком посла­нии...»)». «Знамение во всяком послании» - «си-миои эп паси эпистоли». Это говорит о том, что переписка Павла была гораздо шире и интенсив­нее, чем об этом можно судить на основании лишь дошедших до нас посланий.

Ап. Павел, как и другие его современники, возможно, не диктовал свои письма, а давал зада­ние секретарю (например, Тимофею), который изготовлял текст письма. Этот текст Апостол ре­дактировал и подписывал.

Поскольку послания написаны в Коринфе в 52-54-м годах, 1 и 2 Сол. - самые первые, самые ранние послания Апостола. Миссионерская дея­тельность Апостола, должно быть, началась не позднее 45 г. Однако до нас не дошло ни одного послания, написанного ранее 1 и 2 Сол.. 1 Кор. было написано в 57 г. - это третье послание в по­рядке хронологии. Можно ли считать, что эти три послания были единственными творениями Апо­стола за все 12 лет, в течение которых он постоян­но находился в контакте с церквами, им основан­ными? Приписка «во всяком послании» дает, оче­видно, отрицательный ответ.

Послания к солунянам упоминаются св. По­ликарпом Смирнским, св. Иустином Мучеником (140 г.), св. Иринеем Лионским, св. Кириллом Александрийским и Тертуллианом. 1 и 2 Сол. имеются в каноне Маркиона и в Мураториевом фрагменте.

-Уставные чтения

1 Сол. (гл. 5) читается с понедельника 23-й седмицы по Пятидесятнице до пятницы 24-й сед­мицы.

2 Сол. (3 главы) читается с понедельника 25-йбседмицы по Пятидесятнице по пятницу 25-й сед­мицы.

Знамения (основные темы) «первой к солунянам эпистолии»

(посылается от Афин)

1) Учения, как испразднися смерть в явлении Христове.

2) Како внезапу приидет Христос: подобает бо готовым быти всякою добродетелию и праведными делы.

3) Молитва о освящении духа, души и тела [1Сол. 5:23 - «Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем (русск.: «во всей полноте»): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа на­шего Иисуса Христа да сохранится».]

Знамения (основные темы) «второй эпистолии к солунянам»

(посылается от Рима)

1) О общей кончине и о антихристе, иже тогда послан будет на обличение не веровавших Христу (т.е. главная причина прихода ан­тихриста — неверие).

2) Моление о мире, иже от Бога.

2 Сол. 3:16 - «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем (греч.: «эн панти тропо» -«во всех обстоятельствах», «на всяком повороте жизни»). Господь со всеми вами!»

1 и 2 Сол. - парные, взаимозаменяющие по­слания (подобно Еф. и Кол.). Доминирует эсхато­логия - учение о последнем времени. Греч, «эсха-тос» - «последний», «заключительный», «конеч­ный». Лейтмотив обоих посланий. 2 Сол. 1:5 -«...показание праведнаго суда Божия, во еже спо-добитися вам Царствия Божия, егоже ради и страждете».

Главная тема 1 Сол.: «День Господень приидет внезапно, яко тать в нощи».

Главная тема 2 Сол. - о том, что должно пред­шествовать Дню Господню; ключевая мысль: христиане должны быть всегда готовы к достой­ной встрече Христа. Но это ожидание не должно расстраивать хода жизни ни в Церкви, ни в мир­ской сфере деятельности. Апостол предостерега­ет против ложных эсхатологических слухов.

Прежде Дня Господня должно придти отступ­ление (апостасия). Это относится к самим хрис­тианам, к их отступлению от веры. Когда придет отступление, тогда откроется человек греха, вы­дающий себя за Бога. Религию антихрист заме­нит поклонением себе.

Логически правильнее рассматривать сначала 2 Сол., а затем 1 Сол.

Концепция Первого и Второго послания к Солунянам - День Гсподень

По раввипистическому толкованию (апокалипти­ческая иудейская литература) вся космическая ис­тория делится на два века: 1) век нынешний («нин эонос») - совершенно порочный, безнадежно про­павший, его ждет полное уничтожение; 2) век гря­дущий («эпион эонос») - золотой век Божий, в ко­тором будут мир, блаженство, благополучие пра­ведность, когда избранный народ будет вознаграж­ден и займет господствующее место. Окончатель­но установится и восторжествует Царство Небес­ное. Перемену эту нельзя совершить человечески­ми силами, только вмешательство Бога может осу­ществить этот переход.

День пришествия Бога - День Господень («имэра кириу») - страшное время ужаса, холла-кост, трагедия, время торжества Бога над врагами и одновременно - мучительное начало нового ве­ка.

Вопросы, волновавшие солунян, не так про­сты. Осуществилось ли полностью пришествие Господне с явлением на земле Христа, ставшего Господом?

Не только солуняне могли задаваться этим вопросом. Даже Иоанн Креститель, исповедовав­ший Христа Агнцем Божиим и Судьей («лопата Его в руке Его» - Мф. 3:12), будучи в махерон-ской темнице, задается вопросом. Мф. 11:3 -«...Ты ли еси грядый, или иного чаем?»

(русск.: «Ты ли еси Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»).

В первые годы только что родившейся Церк­ви верующие, преисполненные светом Пасхи и Пятидесятницы, по-видимому, полагали, что Христос вернется немедленно. В солунской об­щине это убеждение отразилось в колебаниях ума. Серьезно опасались, что умершие не полу­чат части в благословении парусин, верили, что нет смысла работать и продолжать существова­ние, если Господь грядет (маранафа). Более то­го, предполагали, что пар1усия уже наступает. Да и Павел в общем никогда не говорит, что па-русия произойдет по истечении продолжитель­ного времени, а наоборот: сам лелеет надежду дожить до второго пришествия: «...мы, оставши­еся в живых, вместе с ними (т.е. воскресшими мертвыми) восхищены будем на облаках в сре­тение Господу на воздухе, и так всегда с Госпо­дом будем» (1 Сол. 4:17).

Эти слова входят в наиболее часто читаемое в церкви зач. 270 - в Апостоликоне под рубрикой «Сие же мертвым» (1 Сол. 4:13-17): на погребе­ние мирян, монахов, иереев (для последних зач. 270 - первый Апостол; затем Рим. 5:12-21; 1 Кор. 15:1-11,20-28; Рим. 14:6-9):

«Братие, не хощу же вас, не ведети о умер­ших, да не скорбите, якоже и прочий не имущие упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе при­ведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Гос­подним, яко мы живущий оставшии в пришест­вие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь в повелении, во гласе Арханге-лове и в трубе Божий снидет с небесе, и мерт-вии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущий оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на возду-се, и тако всегда с Господем будем» (1 Сол. 4:13-17).

В этих стихах речь идет о двух важных темах 1 и 2 Сол.:

1) о судьбе умерших до парусин Христа

2) о признаках самой парусин.

Ст. 13 является прямым продолжением пре­дыдущих ст. И и 12: Павел призывает солунян жить в спокойствии, делать свое дело и работать собственными руками (1 Сол. 4:11), а затем - по­ступать благоприлично перед внешними (1 Сол. 4:12).

1 Сол. 4:13 - «Не хочу же оставить вас, братия, неведении об умерших...». По Синайскому кодек­су умершие («кимомэнон») - временно заснувшие ихим, мирным сном, что указывает на будущее скорое) пробуждение, воскресение. Христос сде­ал смерть христианина мирным успением. ЦельАпостоласолунян, чтобы они не скорбели об усопших как язычники. Апостол не скорбь вообще запрещает, естественную для человека, а излишнее ее проявление, как у язычников, впада­ющих в полное отчаяние и безнадежность. Для это­го нет никаких оснований.

1 Сол. 4:14 - «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог при­ведет с Ним».

«Умершие в Иисусе» («диа ту Иису»). На За­паде начиная с Тертуллиана, предлог «диа» пони­мался как указание на погибших смертью Хрис­товой, т.е. мученически пострадавших за Господа.

1 Сол. 4:16 - «...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с не­ба, и мертвые во Христе воскреснут прежде...». Труба Божия - образ действия силы (энергии) Божией, которая вызовет умерших из могил. Этим подчеркивается наступление торжествен­но-страшного часа. В древнем Израиле все важ­нейшие события сопровождались громогласным звуком труб.

1 Сол. 4:17 - «...и тако всегда с Господем бу­дем». Иеговисты и адвентисты на основании 1 Сол. 4:13-17 и Апок. 20:4-5 утверждают, что вна­чале воскреснут верующие во Христе и будут царствовать с Ним тысячу лет («Верующие и не принявшие печать зверя» ожили и царствовали со Христом тысячу лет. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет»). Та­ким образом, произойдет два воскресения и два пришествия. Это - концепция хилиазма («хи-лии» - «тысяча»), или милленаризма (лат.: mille-:ium - «тысяча»). По Лп. Павел говорит, что вос­кресение относится к последнему, второму при­шествию Христа.

1 Сол. 4:15 - «...мы живущие...» Апостол ста­вит себя в ряд живущих, оставшихся па земле. Он надеялся быть прижизненным участником парусин. Он не сказал бы «мы живущие» («зон-тес»), если бы речь шла о совершенно отдален­ном во времени событии.

Чувство ежедневного ожидания парусин Аи. Павел сохранил до конца своей жизни, о чем сви­детельством служит написанное за год до казни Флп. 4:5 - «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко».

1 Кор. 16:22 - «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, «маран афа» («Господь гря­дет»).

Наступление парусин выходит за рамки чело­веческого времени, и вот неминуемость парусин принимается солунянами за непосредственную ее близость. Тем более что сам Павел не раз гово­рил о том, что второе пришествие ближе, чем когда бы то ни было (Рим. 13:11) - «...ныне бли­же к нам спасение, нежели когда мы уверова­ли»).

В глазах солунян парусил как будто медлит. Христос возвестил об этом замедлении, призывая к постоянному бодрствованию (Мф. 24:42) -«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в кото­рый час Господь ваш приидет». Время, отделяю­щее мир от парусин, должно быть использовано для приумножения талантов.

Гал. 6:10 - «...доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».

Через Воскресение и Пятидесятницу Христос уже во славе; и в известном смысле мы живем уже в сиянии Дня Господня. Поэтому Павел на­зывает солунян сынами дня (1 Сол. 5:5) - «...все вы - сыны света и сыны дня...».

День Господень уже настал и духовно присут­ствует в душе каждого верующего, делая его ча­дом света.

Еф. 5:8 - «...поступайте как чада света...».

Главная мысль Павла: нынешняя реальность спасения преобладает над ожиданием его в буду­щем. Исповедание веры во Христа переносит День Господень в современность, этот день актуа­лизируется верою.

2 Сол. 2:15 - «Итак, братия, стойте и держи­те предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». Павел призывает твер­до держаться его учения - преданий («парадо-сис»), учений, сообщенных не как личные воз­зрения, но как воспринятая от Бога весть, при­чем безразлично, как эти учения дошли до веру­ющих - словом или посланием.

[Протестанты отрицают предание, устное апо­стольское слово, которое вмещало в себя больше, чем написанные книги. Ибо, как сказано в по­следней строке Евангелия от Иоанна, «суть же и ипа мпога, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг» (Ин. 21:25). Св. Предание древнее Св. Писания, т.к. Св. Писание имело начало во времени, писалось несколько де­сятилетий, а Апостолы проповедали, когда Св. Писания еще не было.]

Учение о пришествии Господа (парусин) Апо­стол излагает как «слово Господне» - «Сие гово­рим вам словом Господним...», т.е. как получен­ное по особому откровению, а не заимствованное.

«Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Госпо­да, не предупредим умерших...» (1 Сол. 4:15).

«Слово Господне «(«логос кириу») - может быть, это 1) изречение Христа, не записанное и не дошедшее до нас («аграф», «логия») (Деян. 20:35 - «Он Сам сказал: «блаженнее давать, не­жели принимать»); 2) откровение, лично данное Апостолу.

Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые при­знаки его приближения.

Признаки Дня Господня

1. Великое отступление от веры как результат оскудения любви и веры. 2 Сол. 2:3 - «Да не обо­льстит вас никто никак: ибо день тот (Христов) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели...».

Апостол не отрицает того, что день парусин, может быть, близок, но при этом подчеркивает, что а человеческом времени парусил еще не на­ступила. Ее откровению должен предшествовать ряд событий, и прежде всего «отступление» («апостасия»). Употребление артикля «и» при слове «апостасия» показывает, что имеется в ви­ду определенный факт, хорошо известный Апос­толу и солуиянам, но не известный нам. Поэтому ключ к точному пониманию мысли Павла, исто­рическому ее раскодированию и расшифровке утрачен. Отсюда на Востоке и Западе возникли разные, иногда противоположные варианты тол­кования 2 Сол. 2:3.

Что означает «отступление», о котором гово­рит Павел? По Ин. Златоусту, это полное попра­ние веры, пренебрежение верой и презрение к ве­ре, сознательная хула на Духа Святого.

Греч, «апостасия» - «мятеж», «измена». Это­му слову можно придавать два смысла - рели­гиозный и политический. С первым смыслом мы встречаемся в Деян. 21:21, где идет речь об отступлении от закона Моисеева: в Иерусалиме Апостолы говорят Павлу, что о нем наслыша­лись они, что он всех иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея (слав.: «яко отступлению учиши от закона Мои-сеова»), говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Если «апос­тасия» носит религиозный смысл, то в чьей сре­де произойдет это отпадение - среди язычни­ков, среди христиан или же среди иудеев?

Всякое восстание на Бога есть отступление. У Ап. Павла мы нигде не находим данных для то­го, чтобы предполагать, что в христианстве про­изойдет великое отступление как раз перед при­шествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо как оскудение любви и иссяка­ние веры.

2. Второй признак Дня Господня – явление антихриста, полной противоположности Хрис­ту по свойствам и действиям, который провоз­гласит беззаконие правдой, а себя самого - Бо­гом.

2 Сол. 2:3 - «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот (Христов) не придет, доколе не при­дет прежде отступление и не откроется человек греха (слав.: «беззакония»), сын погибели...».

Ин. Златоуст: «Кто же будет он? ужели сата­на? - Нет, но человек некий, который восприи-мет всю его силу. Не сатаною будет ом, а челове­ком, сатаною обладаемым».

2 Сол. 2:7 - «...тайна беззакония уже в дейст­вии, только не совершится до тех пор, пока не бу­дет взят от среды удерживающий теперь». Тайна беззакония - это то же, что и апостасия. Явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не возникновением его, ибо принцип зла, во­площением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно действует до тех пор, пока не будет/ устранен тот, кто еще удерживает вакханалию зла и ненависти.

Препятствует же сатане некто «удерживаю­щий», который еще не взят из среды (людей), т.е. пребывает на земле. Некоторые экзегеты пыта­лись видеть здесь Римскую империю или импе­ратора Клавдия (41-45 гг.), после смерти которо­го воцарился Нерон (54-68 гг.). Речь идет о ком-то или о чем-то, не допускающем преждевремен­ного торжества сил ада.

Как в мире могло возникнуть сатанинское бо-гоборство?

Апостол Павел, по-видимому, смотрел на от­вержение Христа как на явление, в котором должна проявиться самая страшная сатанинская борьба против Бога, отвергшие Христа «...убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противят­ся, которые препятствуют нам говорить язычни­кам, чтобы спаслись, и через это всегда наполня­ют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Сол. 2:15, 16). Вскоре последо­вало разрушение Иерусалима Титом.

2 Сол. 2:6 - «И ныне вы знаете, что не допус­кает открыться ему (беззаконнику) в свое время» (слав.: «И ныне удерживающее весте, во еже яви-тися ему в свое ему время»). «Удерживающее» -«то катэхон» - стоит в среднем роде. Ниже (2 Сол. 2:7) говорится об «удерживающем» («о катэхон») - в мужском роде (слав.: «дер-жяй»).

2 Сол. 2:7 - «Ибо тайна беззакония уже в дей­ствии (слав.: «тайна бо уже деется беззако­ния...»), только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». По мнению блж. Феодорита, еп. Киррского (V век), это таинственное удерживающее начало есть «Божие определение», действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула вакханалии зла.

Со времен Тертуллиана (II век) многие те­ологи (например, Ренан) видели в удержива­ющем начале государственный строй, кото­рый пресекает зло, беззаконие, насилие и анархию. Иными словами, это римская власть, римская империя (по Ин. Златоусту), которая своей мощной рукой сдерживала бо-гоборство, особенно когда империя христиа­низировалась. Это толкование находит под­тверждение и в фактах жизни Ап. Павла.

В его биографии римская власть действи­тельно играла роль в буквальном смысле удерживающей руки, неоднократно спасая его от гнева разъяренной толпы (Деян. 17:18). Отсюда и взгляд Павла на римскую власть: «Всякая душа да будет покорна высшим влас­тям, ибо нет власти не от Бога... Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь по-хпалу от нее...» (Рим. 13:1-3).

По мнению при. Феофана Затворника, «удер­живающего» можно относить и к Российской им­перии. Влад. Соловьев в «Трех разговорах», кри­тикуя учение Льва Толстого и утверждение поло­жительной религии, полагает, что «удерживаю­щий» отымется и «последнее время» наступит в XXI веке.

2 Сол. 2:9, 10 - пришествие беззаконника...по действию сатаны, будет со всякою силою а знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (слав.: «...во всяцей льсти неправды в погибающих...»). Апостол говорит об активном, агрессивном характере неправды, действующей, однако, только на погибающих, духовно сродни сыну погибели.

2 Сол. 2:11 - «И за сие пошлет (попустит) им (отступникам) Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи...». Бог пошлет погиба­ющим действие заблуждения, когда они не толь­ко будут пассивно внимать лжи, но станут ее ак­тивными Апостолами. Ложь станет истиною для погибающих. Эта аберрация будет попущена как результат того, что отвергнуто сознательно слово истины, найдено услаждение в неправде без при­нуждения, добровольно. Поэтому Ап. Иаков убеждает. Иак. 4:7-8 - «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. При­близьтесь к Богу, и приблизится к вам...».

1 Сол. 5:2 - «...день Господень так придет, как тать ночью». День Господень - день суда (Иоил. 2:31, Ис. 2:12, Ам. 5:18). Описание Дня Господня очень напоминает слова Самого Иисуса Христа i Мф. 24:44, Лк. 12:40) - «...будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Челове­ческий».

1 Сол. 5:3 - «...когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их па­губа, подобно как мука родами постигает имею­щую во чреве, и не избегнут».

«Мир и безопасность» - основной тезис про­паганды Римской империи.

«Тогда внезапно постигнет их пагуба». Инте­ресно совпадение между словами Ап. Павла и ев. Луки. День Господень «...как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному...» (Лк. 21:35).

1 Сол. 5:6 - «Итак, не будем спать, как и про­чие, но будем бодрствовать и трезвиться». Первый долг христианина - бодрствование, которое должно сопровождаться и трезвлением - не только умственной пробужденностью, но и нрав­ственной самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию па-русии.

О парусии (втором пришествии Христа)

Апостол Павел употребляет термин «апокалип­сис» чаще, чем «парусия».

2 Сол. 1:7, 8 - праведнегпред Богом «вам, ос­корбляемым, отрадою... в явление Господа Иису­са с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бо­га и не покоряющимся благовсствованию Госпо­да нашего Иисуса Христа... в явление Господа Иисуса с неба» (слав.: «...во откровении Господа Иисуса с небесе со Ангелы силы Своея» - греч. «эн ти апокалипси» используется вместо «пару­сия».

1 Коор. 1:7 - «...вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления (апокалип­сис) Господа нашего Иисуса Христа».

1 Пот. 1:7 - «...дабы испытанная вера ваша ока­залась драгоценнее... золота, к похвале и чести и славе в явлении Иисуса Христа («эн апокалип­си»)».

В Пастырских посланиях Ап. Павел употреб­ляет распространенное среди язычников слово «эпифания» - «Богоявление». «Парусия» («геб­раизм») делает ударение на присутствие Мессии с Его последователями, которое должно оконча­тельно совершиться при Его втором славном пришествии. «Апокалипсис» указывает на то, что явление Христа будет вместе с тем откровением Божественного плана и целей икономии, к осу­ществлению которых движется мир.

«Парусия» встречается в 1 Кор. 15:22, 23 -«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Хрис­тос, потом Христовы, в пришествие Его» («эн ти парусия афту»). В Римской империи парусия -день торжественного приезда императора.

1 Сол. 4:15 - «...сие говорим вам словом Гос­подним, что мы живущие, оставшиеся до прише­ствия Господня («ис тин парусиан ту кириу»),не предупредим умерших...».

2 Сол. 2:1 - «Молим вас, братия, о пришест­вии («ипэр тис парусиас») Господа нашего Иису­са Христа... не спешить колебаться умом...».

Относительно времени парусин Ап. Павел подчеркивает:

неожиданность («как тать но­чью» -1 Сол. 5:2). Блж. Августин: «Послед­ний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни». Ин. Златоуст: «Кто хорошо подготовится к своей кончине, тот и от все­общей не потерпит никакого вреда».

• неотвратимость, что предполагает постоян­ное предзрение, ожидание страшного суда, но без уныния и безнадежного отчаяния, а в постоянном духовном делании, о чем го­ворится в кондаке прп. Ефрему Сирину (IV век): «Час присно провидя суда, рыдал еси горько Ефреме, яко любобезмолвный. Дела-телен же был еси в делех, учитель преподоб­ие. Темже, отче всемирный, ленивыя воздви-заеши к покаянию».

0 постоянном духовном делании в ожидании парусин: 1 Сол. 1:3 - «...непрестанно памятуя ва­ше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа...».

По прп. Феофану Затворнику, 1) дело веры объемлст отношение к Богу — в этом корень жиз­ни во Христе; 2) трудом любви определяются от­ношения к братьям - это ствол новой жизни во Христе; 3) терпение упования завершает и венча­ет труды - это крона новой жизни.

2 Сол. 2:16, 17 - молитва Апостола, в кото­рой имя Господа Иисуса Христа стоит впереди Бога Отца. «Сам же Господь наш Иисус Хрис­тос и Бог и Отец наш..., да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле бла­гом». Яркий пример равенства чести, силы, Бо­жественности Сына и Отца.

1 Сол. 5:8 - «Мы же, будучи сынами дня,да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...». Здесь сравнение христианина с. воином, готовящимся к битве. Схоже с Еф. 6:14-17 - «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню пра­ведности, и обув ноги в готовность благовество-вать мир; а паче всего возьмите щит веры, кото­рым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч ду­ховный, который есть слово Божие».

1 Сол., Еф. «броня веры и любви» - «броня праведности» «шлем надежды спасения» -«шлем спасения»

Основа для стиха - Ис. 59:17 - «И Он (Гос­подь) возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом».

Прем. 5:18-20 - Господь «облечется в броню -в правду и возложит на Себя шлем - нелицепри­ятный суд; возьмет непобедимый щит - святость; строгий гнев Он изострит как меч...».

1 Сол. 5:9, 10 - «...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа на­шего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».

Здесь не извечное предопределение одних к гибели, а других к спасению, а предопределение всех к спасению, кто уверует в спасительную смерть и Воскресение Христа. Бог всех предопределил ко спасению, но Он также знает, кто вос­пользуется этим средством, а кто - нет.

Ст. 10 содержит в себе провозглашение велико­го христианского догмата об искуплении. Догмат этот представлен Апостолом как двойственный по своему содержанию. Во-первых, как содержащий указание на акт со стороны Христа - «умершего за нас», а во-вторых, включающий в себя идею еди­нения верующих со Христом: «чтобы мы жили вместе с ним».

Упоминание идеи искупления показывает, что это учение было присуще уму Павла в его самых ранних писаниях^"

«Бодрствуем ли, или спим»: живы ли мы, или уже умерли - мы все равно живы со Хрис­том.

1 Сол. 5:12 - «Просим вас, братия, уважать трудящихся у нас, и предстоятелей ваших в Гос­поде, и вразумляющих вас...».

«Предстоятели» - «пристамэнос», «вразумля­ющие» - «нуфэтунтос». Пресвитерам принадле­жат две функции: предстоятельства и учительст­ва. Апостол советует не только ценить и уважать, но и любить их (1 Сол. 5:13) - почитайте «...их преимущественно с любовью за дело их... (слав.: «...имейте их по преизлиха в любви за дело их...»)...будьте в мире между собою» (слав.: «...мирствуй-те в себе»).

1 Сол. 5:16-22 - советы, касающиеся духовной жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего дер­житесь. Удерживайтесь от всякого рода зла».

«Непрестанно молитесь»: монашество усвои­ло монологическую молитву — непрестанное по­вторение Иисусовой молитвы.

Ст. 19 и 20 в древнейших кодексах идут вмес­те: «Духа не угашайте, пророчества не уничижай­те». Речь идет о духовных дарованиях, харисмах, о которых Апостол говорит в 1 Кор. 12. Главней­шим даром Духа, который Апостол советует не угашать, является пророчество, распространен­ное у протохристиан (обличение во грехе, обна­ружение тайн сердца, проповедь о домострои­тельстве Божием).

«Все испытывайте, хорошего держитесь» («калон катэхэтэ»). Испытывайте харисмы, ибо не все виды вдохновения приходят свыше. В гре­ческом языке два слова означают «хорошее, «до­брое»: «калон» — в смысле «абсолютно доброе» и «агафон» - в смысле «полезное». «Калон» - это «доброе само по себе», «агафон» - «доброе по своим последствиям». Павел употребляет «ка­лон» как «результат испытания», «проверенное добро», «благо».

1 Сол. 5:23 - «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Апостол вновь возвращается к парусин Хрис­та. Он молится, чтобы Бог не только сделал их совершенными в парусин Христа, но и сохранил их в этом совершенстве по духу, душе и преобра­женному телу. Здесь мы встречаемся с трихото­мией - трехчастным делением человеческой при­роды на дух, душу и тело.

Существуют две антропологическиёсхемы: ди­хотомия (двухсоставность - душа и тело) и трихо­томия (трехсоставность - дух, душа и тело). В Но­вом Завете человеческая природа обычно делится на две части - тело («сома») и душу («психи») -Мф. 10:28 («Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто мо­жет и душу и тело погубить в геенне»). Другое де­ление - на тело («сома») и дух («пнэвма») - Рим. 8:10-13 («Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»). Иногда тело («саркс») и дух «пнэвма») - Кол. 2:5 («хотя я и от­сутствую телом, но духом нахожусь с вами»). На­конец, плоть («саркс») и ум («нус») - Рим. 7:25 («...аз умом моим работаю закону Божию, плотию же закону греховному»).

Признается и трехчастное деление природы человеческой. Так, в Евр. 4:12 делается различие между душою («психи») и духом («пнэвма»): «■...слово Божие... острее всякого меча обоюдоос­трого: оно проникает до разделения души и ду­ха..., и судит помышления и намерения сердеч­ные».

В 1 Кор. 2:14, 15 проводится различие между «психикос» - душевным и «пнэвматикос» - ду­ховным («Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия... Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»). 1 Кор. 15:44 -'...сеется тело душевное, восстает тело духов­ное».

Природа человека включает душу («психи»), т.е. чувства, эмоции и импульсы, и «пнэвма», от­крывающую общение с Богом.

Н. Н. Глубоковский «Благовестие Ап. Павла по содержанию и существу». СПб, 1910, т.1 (го­ворит о трехсоставности человека).

Прп. Феофан Затворник признает двухсос­тавность. О трихотомии - у архиеп. Луки Войно-Ясенецкого (Дух, душа и тело. Брюссель, 1978).

Судя по 1 Сол. 5:12-15, у солунян существова­ла тенденция пренебрегать церковной властью, доводить христианскую демократию до абсурда. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразум­ляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчин­ных, утешайте малодушных, поддерживайте сла­бых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем».

«Бесчинный» - «атактос»; это слово обозна­чает воина, вышедшего из боевого построения, не имеющего выдержки и легко бросающего на­чатое дело.

1 Сол. 4:10, 12 - «Умоляем же вас, братия...; чтобы вы поступали благоприлично перед внеш­ними и ни в чем не нуждались».

Дерево узнается по его плодам, а церковная община - по людям, которых она воспитывает.

Солунянам было трудно отказаться от грехов­ного наследия языческого мира (1 Сол. 4:3-8).

1 Сол. 4:3, 4 - «Ибо воля Божия есть освяще­ние ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести...» (в некоторых кодексах: «чтобы каждый из вас относился к своей жене в святости и чести»).

«Сосуд» - «скэвос»; это может быть: 1) наше тело; 2) метафорическое выражение, употреблен­ное вместо слова «жена». Первое толкование -у Тертуллиана, Златоуста, Феодорита. Второе -у Феодора Мопсуетского., блж. Августина.

Название жены сосудом встречается у равви-нистических писателей, в Новом Завете - у Пет­ра. 1 Пет. 3:7 - «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим со­судом...». Слово «скэвос» в этом смысле нигде в Новом Завете больше не встречается. Назва­ние тела сосудом встречается у Павла во 2 Кор. 4:7 - «Но сокровище сие (познание славы Божи-ей в лице Иисуса Христа) мы носим в глиняных сосудах (т.е. телах), чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».

1 Сол. 4:4, 5 - «...чтобы каждый из вас умел со­блюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знаю­щие Бога...».

«...в страсти похотения...» - то есть когда по­хоть приобретает характер не вне стоящего обо­льщения, а незатухающего внутреннего огня, по­стоянного соуслаждения греху, властвующего над внутренним человеком.

«...как и язычники, не знающие Бога» - страсти языческого мира коренятся в неведении истинного Бога. Религия и мораль, по мысли Павла, неразде­лимы.

1 Сол. 4:6-8 - «...чтобы вы ни в чем не поступа­ли с братом своим противозаконно и корыстолю­биво: потому что Господь - мститель за все это... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго».

Дар Св. Духа свидетельствует против нечис­тоты. Этот дар - знак, что Бог освятил нас для Себя, но это и залог отмщения, если оскверним то, что уже принадлежит не нам, а Богу.

 

В Солуни появились клеветники, утверждав­шие, что Павел проповедовал Евангелие ради ко­рысти и что он якобы действовал как диктатор. «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства,... ни видов корысти: Бог свиде­тель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апос­толы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими....Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение (слав.: «подвиг»): ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестив Божие» (1 Сол. 2:5-9).

1 Сол. 5:27 - «Заклинаю вас Господом прочи­тать сие послание всем святым братиям». Это -первое указание на чтение апостольских посланий в собрании общины, т.е. в Богослужебной практи­ке, задолго до того, как стали читать Евангелие.

Литургическое применение

Первого и Второго послания к Солунянам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: