Основание церкви Солунской
Об основании Солунской церкви Ап. Павлом вовторое его проповедническое путешествие рассказывается в кн. Деяний. Таким образом, с честью освободившись из темничного заключенияв Филиппах и простившись в доме Лидии с братьями христианами, Павел и Сила через Амфи-поль и Аполлонию (небольшие македонские города) пришли в Фессалонику (или Солунь), гдебыла иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к иудеям и три субботы говорилс ними из Писаний, доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, чтоэтот Христос е Иисус, Которого проповедуетАпостол. И некоторые из них уверовали. Но и кроме синагоги Апостол обращал речь свою к народу солунскому на улицах, на площадях и в частных домашних собраниях (Деян. 2:9-12). «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян. 17:5-7).
|
|
Клевета эта встревожила не только простой народ, темный и всегда легковерный, но и самих городских начальников, которые, «...получив удостоверение о личности пришельцев от Иасона и прочих...» и, конечно, поняв клевету, отпустили их. «Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию...» (Деян. 17:8-10). В краткий трехнедельный срок апостольской проповеди образовалась значительная по числу, крепкая по вере и горячая по силе сердечного убеждения христианская община.
Поручив продолжать свое дело в Солуни и в Верии своим ближайшим ученикам и уходя с проповедью все дальше от Солуня к Афинам, Апостол поручил сопровождавшим его до Афин ученикам вызвать к себе Силу и Тимофея, в надежде узнать от них что-нибудь о солунянах. Так как прибывший по этому вызову в Афины Тимофей не мог ничего сообщить о них Апостолу, Павел направил его обратно в Солунь. Пока путешествовал Тимофей, Ап. Павел с проповедью пере-'нсл в Коринф и здесь получил успокоительные известия о солунянах от возвратившегося Тимофея. Оказалось, что слышанное от Апостола сло- во Божие «действует в верующих Солунянах».
Такие вести ободрили Павла. «Мы живы, когда вы стоите в Господе», - писал он солунянам. Но Тимофей не умолчал и о несовершенных членах церкви Солунской, а равно и о волновавших ее вопросах и недоумениях. Недоумение солунян касалось, главным образом, участи умерших родственников. Ожидая скорого пришествия Христова на землю и открытия царства славы, одни думали, что участие в нем примут только оставшиеся живыми, и потому умершие представлялись им обездоленными, а смерть наводила ужас. Оказалось, что закваска плотской языческой жизни не у всех солунян исчезла. Это побудило Апостолов немедленно писать солунянам, чтобы, во-первых, предложить лекарство против тех нравственных недугов, которыми страдали члены церкви Солунской, а во-вторых, успокоить их относительно судьбы умерших, предложив учение о втором пришествии Христовом.
|
|
Не терпя более «неизвестности о вашем положении, я, оставшись в Афинах один, послал узнать о вере вашей Тимофея, брата нашего, - пишет Павел солунянам, - теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес добрую весть о вере и любви вашей..., то мы... утешились вами» (1 Сол. 3). Очевидно, что Апостол пишет к солунянам тотчас же по возвращении к нему Тимофея. В кн. Деяний повествуется, что возвратившийся Тимофей прибыл к Апостолу не в Афины, а в Коринф. Таким образом, послание к солунянам написано из Коринфа. А так как в Коринфе на этот раз Апостол поселился у иудеев Акилы и Прискиллы, прибывших из Италии по указу императора Клавдия об изгнании из Рима иудеев 52-го года, то написание послания можно отнести приблизительно к концу 52 или к началу 54-го года по Р.Х.
Глубоко проникшись мыслью первого послания о внезапности пришествия Христова и о нужде ежечасно ждать Его, солуняне стали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов. А гонения и скорби, переносимые солунянами, естественно, устремляли мысль к грядущему праведному суду Божию. При этом на взволнованные сердца горевших верой и любовью солунян стали действовать какие-то люди, выдававшие себя за вдохновенных пророков и уверявшие, что они имеют указания на близость дня Христова. Иные из них даже ссылались на самого Ап. Павла, будто бы думавшего и учившего так же, как и они. Находились и такие, которые для окончательного уверения прямо показывали подложное послание, как бы посланное Апостолом. Все это навело ужас на со-лунское общество. Узнав обо всем этом, Ап. Павел поспешил уврачевать солунян вторым своим посланием.
Содержание второго Послания к Солунянам показывает, что оно написано через короткий промежуток после первого, ибо служит лишь его пояснительным продолжением и раскрывает те же предметы, что и первое. Таким образом, местом написания второго послания к солунянам считают тот же Коринф, а временем написания -тот же 52-54-й год.
Все три главы 2 Сол. связаны одной общей мыслью о втором пришествии Христа Спасителя на землю и о страшном суде Его над родом человеческим. Первую главу можно назвать вступительной; в ней Апостол раскрывает сначала добрую сторону того, что мысль солунян так крепко занята вопросом о пришествии Господа. Он благодарит за них Бога, что, подкрепляя себя мыслью о предстоящем суде, они с терпением и верой переносят все гонения и скорби, и в этом терпении находит доказательство того, что суд Божий непременно будет и что Господь тогда сотворит отмщение гонителям и вообще всем, не покоряющимся благовествованию Господню.
Во главе 2 Апостол говорит о великом дне Господнем. Ошибочному убеждению в близости пришествия Христова Ап. Павел противопоставляет признаки этого пришествия, в частности по-явление антихриста.
В главе 3 Павел обличает бросивших свои дела и праздно ходящих в ожидании скорого пришествия некоторых членов церкви Солунской. Ссылаясь на собственный пример, как он, находясь в Солуни, ни у кого даром не ел хлеба и занимался работой день и ночь, Апостол даже со строгостью власти приказывает не сообщаться с теми, которые поступают бесчинно, ничего не делают и суетятся.
|
|
Подробный разбор первого и второго послания ксолунянам
Как повествуется в Деян. 16:6-10, во время второго миссионерского путешествия в начале 50-х годов Павел прошел через Фригию и Галатию. Перед ним лежали Дарданеллы (Геллеспонт). К югу была многолюдная провинция Асия, к северу расстилалась провинция Вифиния, но Дух Святой не допустил его ни в ту, ни в другую сторону, а направил к Эгейскому морю. Так прибыл он в Троаду Александрийскую. Здесь у пего было видение человека, звавшего: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел пересек Эгейское море, и благая весть впервые достигла Европы.
Он высадился в Македонии - на родине Александра Македонского (ученика Аристотеля), завоевавшего весь мир, космополита, мечтавшего о едином мире, в котором господствовала бы просвещенная культура Греции. Александр Македонский видел свою задачу в том, чтобы «сочетать Восток и Запад». Он мечтал об универсальной империи, в которой не будет ни грека, ни иудея, ни варвара, ни скифа, но все народы и племена объединятся в единую семью (Кол. 3:11). Павел хорошо знал об этом. Он отправился в Европу из Троады Александрийской, названной в честь Александра Македонского. Он проповедовал в г. Филиппах, названном в честь Филиппа, отца Александра, затем отправился в Фессалони-ку, названную в честь сводной сестры Александра. Весь район Павловой проповеди был полон воспоминаний, связанных с Александром Македонским, что заставляло размышлять о покорении всего мира Христом, как в свое время этот мир был покорен Александром Македонским.
Фессалонику раньше называли Тэрми («горячие источники»), поэтому залив, на берегах которого стоял город, назывался Тэрмиским (Термаи-кос). Это был крупный порт, где в свое время располагалась крупная военно-морская база царя Ксеркса, когда он вторгся в Европу; в римскую эпоху там находились крупнейшие в империи судостроительные верфи.
В 315 г. до Р.Х. город получил название Фесса-лоники в честь дочери Филиппа Македонского и сводной сестры Александра Македонского. Город имел статус вольного, свободного, т.е. там не было римского гарнизона и существовало самоуправление («элэвфэрия»). Здесь имелись свои выборные магистраты, градоначальники («поли-тархос»), о которых упоминается в Деян. 17:6-8. Население составляло около 200 тысяч человек (сейчас в Салониках живет не намного больше -350 тысяч человек), и одно время Фессалоники оспаривали у Константинополя титул столицы мира.
|
|
Город решал важнейшие дела народным собранием - демосом. В Деян. 17:5 говорится, что восставшие против Павла и Силы жители «собрались толпою» (слав.: «собравше народ»), т.е. собрали демос (своего рода солунский вариант вече). Этот демос причинял Ап. Павлу немало хлопот. Апостол гораздо быстрее находил общий язык с римскими проконсулами и наместниками, чем с демократией. Видимо, недаром в славянском тексте «димос» - «городское народное собрание» - переводится как «толпа», которая не раз пыталась устроить над Павлом и его сотрудниками бесчинный самосуд и дикую расправу.
В 304 г. в Солуни пострадал великомученик Димитрий, ставший впоследствии покровителем не только города, но и всей Греции. В современной Греции Димитрий Солунский - самый почитаемый святой. В 389 г. город был местом страшной резни, устроенной по приказу императора Феодосия, мстившего за убийство своего чиновника. За это Феодосии был осужден св. Амвросием Медиоланским, отлучен на год от Церкви и не допускался в алтарь для причастия. В 903 г. Со-лунь была захвачена сарацинами, в 1430 г. - завоевана турками и только в 1912 г. освобождена. Это родина великих славянских Апостолов -святых братьев Кирилла и Мефодия.
Особое значение Солуни было связано с тем, что город стоял на дороге Виа Игнация, соединявшей побережье Адриатического моря с Константинополем на Босфоре и далее с Малой Азией (Вифиния) и Востоком. В Фессалониках сходились Запад и Восток, это был перекресток в международной торговле.
Пустив корни в Солуни, христианство неизбежно должно было стать мировой религией, распространиться по Виа Игнация на восток, завоевав Малую Азию, а также на запад и овладеть Римом.
История пребывания Павла в Солуни изложена в Деян. 17:1-10. В течение трех суббот он проповедовал в синагоге, так что в Солуни он пробыл приблизительно три недели. Павел имел кз у язычников, привел ему пришлось спешно под покровом ночи ретироваться в Верию (в 100 км к западу от Солуни).
Те же самые злоключения произошли в Верии (Деян. 17:10-12), и тогда Павлу пришлось, оставив Тимофея и Силу, бежать в Афины.
Из Афин Павел направил Тимофея в Солунь i 1 Сол. 2:17; 3:1-5), чтобы узнать о молодой церкви. Тимофей принес хорошие новости. Солуняне твердо стояли в своей вере (1 Сол. 2:14; 3:4-6;»:9, 10). Они были «славой и радостью» Павла. 1 Сол. 2:20 - «Вы бо есте слава наша и радость». I Io были и тревожные новости. Проповедь второго пришествия Христа создала нездоровую обстановку, в которой люди бросили свои обыденные дела и прекратили работу в истерическом ожидании второго пришествия. Эсхатологические чаяния были раскалены до предела. Поэтому Павел так горячо убеждает солунян заниматься своими делами. 1 Сол. 4:10, 11 - «Умоляем же вас, братия,...делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам.
вам...». |
Во 2 Сол. 3:10 Павел обращается к солунянам еще строже: «...если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (слав.: «аще кто не хощет делати, ниже да яст»). Аналогия этих слов - в Быт. 3:19 -«В поте лица твоего будешь есть хлеб...».
[На первых советских банкнотах 1920 г. цитировались эти слова с указанием источника, главы и стиха: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Уже тогда российские финансисты не хотели отставать от американских, которые на долларах указывали кредо веры: «In God we trust». Но, в отличие («долларов, первые советские рубли моментально обесценились и в 1921 г. были заменены червонцами. Слова Павла из 2 Сол. 3:10 в советской России стали юридическим обоснованием закона о тунеядстве, хотя Апостол имел в виду добровольный нравственный принцип, не основанный на принуждении.]
Два послания
1 и 2 Сол. очень похожи друг на друга и написаны, видимо, в начале 50-х годов из Коринфа с промежутком всего в несколько недель, а может быть, даже дней.
В конце 2 Сол. 3:17-18 Ап. Павел пишет: «Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (слав.: «Целование моею рукою Павлею, еже есть знамение во всяком послании...»)». «Знамение во всяком послании» - «си-миои эп паси эпистоли». Это говорит о том, что переписка Павла была гораздо шире и интенсивнее, чем об этом можно судить на основании лишь дошедших до нас посланий.
Ап. Павел, как и другие его современники, возможно, не диктовал свои письма, а давал задание секретарю (например, Тимофею), который изготовлял текст письма. Этот текст Апостол редактировал и подписывал.
Поскольку послания написаны в Коринфе в 52-54-м годах, 1 и 2 Сол. - самые первые, самые ранние послания Апостола. Миссионерская деятельность Апостола, должно быть, началась не позднее 45 г. Однако до нас не дошло ни одного послания, написанного ранее 1 и 2 Сол.. 1 Кор. было написано в 57 г. - это третье послание в порядке хронологии. Можно ли считать, что эти три послания были единственными творениями Апостола за все 12 лет, в течение которых он постоянно находился в контакте с церквами, им основанными? Приписка «во всяком послании» дает, очевидно, отрицательный ответ.
Послания к солунянам упоминаются св. Поликарпом Смирнским, св. Иустином Мучеником (140 г.), св. Иринеем Лионским, св. Кириллом Александрийским и Тертуллианом. 1 и 2 Сол. имеются в каноне Маркиона и в Мураториевом фрагменте.
-Уставные чтения
1 Сол. (гл. 5) читается с понедельника 23-й седмицы по Пятидесятнице до пятницы 24-й седмицы.
2 Сол. (3 главы) читается с понедельника 25-йбседмицы по Пятидесятнице по пятницу 25-й седмицы.
Знамения (основные темы) «первой к солунянам эпистолии»
(посылается от Афин)
1) Учения, как испразднися смерть в явлении Христове.
2) Како внезапу приидет Христос: подобает бо готовым быти всякою добродетелию и праведными делы.
3) Молитва о освящении духа, души и тела [1Сол. 5:23 - «Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем (русск.: «во всей полноте»): и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится».]
Знамения (основные темы) «второй эпистолии к солунянам»
(посылается от Рима)
1) О общей кончине и о антихристе, иже тогда послан будет на обличение не веровавших Христу (т.е. главная причина прихода антихриста — неверие).
2) Моление о мире, иже от Бога.
2 Сол. 3:16 - «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем (греч.: «эн панти тропо» -«во всех обстоятельствах», «на всяком повороте жизни»). Господь со всеми вами!»
1 и 2 Сол. - парные, взаимозаменяющие послания (подобно Еф. и Кол.). Доминирует эсхатология - учение о последнем времени. Греч, «эсха-тос» - «последний», «заключительный», «конечный». Лейтмотив обоих посланий. 2 Сол. 1:5 -«...показание праведнаго суда Божия, во еже спо-добитися вам Царствия Божия, егоже ради и страждете».
Главная тема 1 Сол.: «День Господень приидет внезапно, яко тать в нощи».
Главная тема 2 Сол. - о том, что должно предшествовать Дню Господню; ключевая мысль: христиане должны быть всегда готовы к достойной встрече Христа. Но это ожидание не должно расстраивать хода жизни ни в Церкви, ни в мирской сфере деятельности. Апостол предостерегает против ложных эсхатологических слухов.
Прежде Дня Господня должно придти отступление (апостасия). Это относится к самим христианам, к их отступлению от веры. Когда придет отступление, тогда откроется человек греха, выдающий себя за Бога. Религию антихрист заменит поклонением себе.
Логически правильнее рассматривать сначала 2 Сол., а затем 1 Сол.
■
Концепция Первого и Второго послания к Солунянам - День Гсподень
По раввипистическому толкованию (апокалиптическая иудейская литература) вся космическая история делится на два века: 1) век нынешний («нин эонос») - совершенно порочный, безнадежно пропавший, его ждет полное уничтожение; 2) век грядущий («эпион эонос») - золотой век Божий, в котором будут мир, блаженство, благополучие праведность, когда избранный народ будет вознагражден и займет господствующее место. Окончательно установится и восторжествует Царство Небесное. Перемену эту нельзя совершить человеческими силами, только вмешательство Бога может осуществить этот переход.
День пришествия Бога - День Господень («имэра кириу») - страшное время ужаса, холла-кост, трагедия, время торжества Бога над врагами и одновременно - мучительное начало нового века.
Вопросы, волновавшие солунян, не так просты. Осуществилось ли полностью пришествие Господне с явлением на земле Христа, ставшего Господом?
Не только солуняне могли задаваться этим вопросом. Даже Иоанн Креститель, исповедовавший Христа Агнцем Божиим и Судьей («лопата Его в руке Его» - Мф. 3:12), будучи в махерон-ской темнице, задается вопросом. Мф. 11:3 -«...Ты ли еси грядый, или иного чаем?»
(русск.: «Ты ли еси Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»).
В первые годы только что родившейся Церкви верующие, преисполненные светом Пасхи и Пятидесятницы, по-видимому, полагали, что Христос вернется немедленно. В солунской общине это убеждение отразилось в колебаниях ума. Серьезно опасались, что умершие не получат части в благословении парусин, верили, что нет смысла работать и продолжать существование, если Господь грядет (маранафа). Более того, предполагали, что пар1усия уже наступает. Да и Павел в общем никогда не говорит, что па-русия произойдет по истечении продолжительного времени, а наоборот: сам лелеет надежду дожить до второго пришествия: «...мы, оставшиеся в живых, вместе с ними (т.е. воскресшими мертвыми) восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол. 4:17).
Эти слова входят в наиболее часто читаемое в церкви зач. 270 - в Апостоликоне под рубрикой «Сие же мертвым» (1 Сол. 4:13-17): на погребение мирян, монахов, иереев (для последних зач. 270 - первый Апостол; затем Рим. 5:12-21; 1 Кор. 15:1-11,20-28; Рим. 14:6-9):
«Братие, не хощу же вас, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочий не имущие упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершыя во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущий оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь в повелении, во гласе Арханге-лове и в трубе Божий снидет с небесе, и мерт-вии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущий оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на возду-се, и тако всегда с Господем будем» (1 Сол. 4:13-17).
В этих стихах речь идет о двух важных темах 1 и 2 Сол.:
1) о судьбе умерших до парусин Христа
2) о признаках самой парусин.
Ст. 13 является прямым продолжением предыдущих ст. И и 12: Павел призывает солунян жить в спокойствии, делать свое дело и работать собственными руками (1 Сол. 4:11), а затем - поступать благоприлично перед внешними (1 Сол. 4:12).
1 Сол. 4:13 - «Не хочу же оставить вас, братия, неведении об умерших...». По Синайскому кодексу умершие («кимомэнон») - временно заснувшие ихим, мирным сном, что указывает на будущее скорое) пробуждение, воскресение. Христос сдеал смерть христианина мирным успением. ЦельАпостоласолунян, чтобы они не скорбели об усопших как язычники. Апостол не скорбь вообще запрещает, естественную для человека, а излишнее ее проявление, как у язычников, впадающих в полное отчаяние и безнадежность. Для этого нет никаких оснований.
1 Сол. 4:14 - «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».
«Умершие в Иисусе» («диа ту Иису»). На Западе начиная с Тертуллиана, предлог «диа» понимался как указание на погибших смертью Христовой, т.е. мученически пострадавших за Господа.
1 Сол. 4:16 - «...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде...». Труба Божия - образ действия силы (энергии) Божией, которая вызовет умерших из могил. Этим подчеркивается наступление торжественно-страшного часа. В древнем Израиле все важнейшие события сопровождались громогласным звуком труб.
1 Сол. 4:17 - «...и тако всегда с Господем будем». Иеговисты и адвентисты на основании 1 Сол. 4:13-17 и Апок. 20:4-5 утверждают, что вначале воскреснут верующие во Христе и будут царствовать с Ним тысячу лет («Верующие и не принявшие печать зверя» ожили и царствовали со Христом тысячу лет. «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет»). Таким образом, произойдет два воскресения и два пришествия. Это - концепция хилиазма («хи-лии» - «тысяча»), или милленаризма (лат.: mille-:ium - «тысяча»). По Лп. Павел говорит, что воскресение относится к последнему, второму пришествию Христа.
1 Сол. 4:15 - «...мы живущие...» Апостол ставит себя в ряд живущих, оставшихся па земле. Он надеялся быть прижизненным участником парусин. Он не сказал бы «мы живущие» («зон-тес»), если бы речь шла о совершенно отдаленном во времени событии.
Чувство ежедневного ожидания парусин Аи. Павел сохранил до конца своей жизни, о чем свидетельством служит написанное за год до казни Флп. 4:5 - «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко».
1 Кор. 16:22 - «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, «маран афа» («Господь грядет»).
Наступление парусин выходит за рамки человеческого времени, и вот неминуемость парусин принимается солунянами за непосредственную ее близость. Тем более что сам Павел не раз говорил о том, что второе пришествие ближе, чем когда бы то ни было (Рим. 13:11) - «...ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»).
В глазах солунян парусил как будто медлит. Христос возвестил об этом замедлении, призывая к постоянному бодрствованию (Мф. 24:42) -«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». Время, отделяющее мир от парусин, должно быть использовано для приумножения талантов.
Гал. 6:10 - «...доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».
Через Воскресение и Пятидесятницу Христос уже во славе; и в известном смысле мы живем уже в сиянии Дня Господня. Поэтому Павел называет солунян сынами дня (1 Сол. 5:5) - «...все вы - сыны света и сыны дня...».
День Господень уже настал и духовно присутствует в душе каждого верующего, делая его чадом света.
Еф. 5:8 - «...поступайте как чада света...».
Главная мысль Павла: нынешняя реальность спасения преобладает над ожиданием его в будущем. Исповедание веры во Христа переносит День Господень в современность, этот день актуализируется верою.
2 Сол. 2:15 - «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим». Павел призывает твердо держаться его учения - преданий («парадо-сис»), учений, сообщенных не как личные воззрения, но как воспринятая от Бога весть, причем безразлично, как эти учения дошли до верующих - словом или посланием.
[Протестанты отрицают предание, устное апостольское слово, которое вмещало в себя больше, чем написанные книги. Ибо, как сказано в последней строке Евангелия от Иоанна, «суть же и ипа мпога, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню (всему) миру вместити пишемых книг» (Ин. 21:25). Св. Предание древнее Св. Писания, т.к. Св. Писание имело начало во времени, писалось несколько десятилетий, а Апостолы проповедали, когда Св. Писания еще не было.]
Учение о пришествии Господа (парусин) Апостол излагает как «слово Господне» - «Сие говорим вам словом Господним...», т.е. как полученное по особому откровению, а не заимствованное.
«Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господа, не предупредим умерших...» (1 Сол. 4:15).
«Слово Господне «(«логос кириу») - может быть, это 1) изречение Христа, не записанное и не дошедшее до нас («аграф», «логия») (Деян. 20:35 - «Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»); 2) откровение, лично данное Апостолу.
Несмотря на таинственность и сокрытость дня Господня, Апостол указывает некоторые признаки его приближения.
Признаки Дня Господня
1. Великое отступление от веры как результат оскудения любви и веры. 2 Сол. 2:3 - «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот (Христов) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели...».
Апостол не отрицает того, что день парусин, может быть, близок, но при этом подчеркивает, что а человеческом времени парусил еще не наступила. Ее откровению должен предшествовать ряд событий, и прежде всего «отступление» («апостасия»). Употребление артикля «и» при слове «апостасия» показывает, что имеется в виду определенный факт, хорошо известный Апостолу и солуиянам, но не известный нам. Поэтому ключ к точному пониманию мысли Павла, историческому ее раскодированию и расшифровке утрачен. Отсюда на Востоке и Западе возникли разные, иногда противоположные варианты толкования 2 Сол. 2:3.
Что означает «отступление», о котором говорит Павел? По Ин. Златоусту, это полное попрание веры, пренебрежение верой и презрение к вере, сознательная хула на Духа Святого.
Греч, «апостасия» - «мятеж», «измена». Этому слову можно придавать два смысла - религиозный и политический. С первым смыслом мы встречаемся в Деян. 21:21, где идет речь об отступлении от закона Моисеева: в Иерусалиме Апостолы говорят Павлу, что о нем наслышались они, что он всех иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея (слав.: «яко отступлению учиши от закона Мои-сеова»), говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. Если «апостасия» носит религиозный смысл, то в чьей среде произойдет это отпадение - среди язычников, среди христиан или же среди иудеев?
Всякое восстание на Бога есть отступление. У Ап. Павла мы нигде не находим данных для того, чтобы предполагать, что в христианстве произойдет великое отступление как раз перед пришествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо как оскудение любви и иссякание веры.
2. Второй признак Дня Господня – явление антихриста, полной противоположности Христу по свойствам и действиям, который провозгласит беззаконие правдой, а себя самого - Богом.
2 Сол. 2:3 - «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот (Христов) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха (слав.: «беззакония»), сын погибели...».
Ин. Златоуст: «Кто же будет он? ужели сатана? - Нет, но человек некий, который восприи-мет всю его силу. Не сатаною будет ом, а человеком, сатаною обладаемым».
2 Сол. 2:7 - «...тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Тайна беззакония - это то же, что и апостасия. Явление беззаконника будет лишь полным откровением, а не возникновением его, ибо принцип зла, воплощением которого он явится, уже в действии, хотя и тайно действует до тех пор, пока не будет/ устранен тот, кто еще удерживает вакханалию зла и ненависти.
Препятствует же сатане некто «удерживающий», который еще не взят из среды (людей), т.е. пребывает на земле. Некоторые экзегеты пытались видеть здесь Римскую империю или императора Клавдия (41-45 гг.), после смерти которого воцарился Нерон (54-68 гг.). Речь идет о ком-то или о чем-то, не допускающем преждевременного торжества сил ада.
Как в мире могло возникнуть сатанинское бо-гоборство?
Апостол Павел, по-видимому, смотрел на отвержение Христа как на явление, в котором должна проявиться самая страшная сатанинская борьба против Бога, отвергшие Христа «...убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Сол. 2:15, 16). Вскоре последовало разрушение Иерусалима Титом.
2 Сол. 2:6 - «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему (беззаконнику) в свое время» (слав.: «И ныне удерживающее весте, во еже яви-тися ему в свое ему время»). «Удерживающее» -«то катэхон» - стоит в среднем роде. Ниже (2 Сол. 2:7) говорится об «удерживающем» («о катэхон») - в мужском роде (слав.: «дер-жяй»).
2 Сол. 2:7 - «Ибо тайна беззакония уже в действии (слав.: «тайна бо уже деется беззакония...»), только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». По мнению блж. Феодорита, еп. Киррского (V век), это таинственное удерживающее начало есть «Божие определение», действие благодати Св. Духа, укрепляющее веру и не дающее разгула вакханалии зла.
Со времен Тертуллиана (II век) многие теологи (например, Ренан) видели в удерживающем начале государственный строй, который пресекает зло, беззаконие, насилие и анархию. Иными словами, это римская власть, римская империя (по Ин. Златоусту), которая своей мощной рукой сдерживала бо-гоборство, особенно когда империя христианизировалась. Это толкование находит подтверждение и в фактах жизни Ап. Павла.
В его биографии римская власть действительно играла роль в буквальном смысле удерживающей руки, неоднократно спасая его от гнева разъяренной толпы (Деян. 17:18). Отсюда и взгляд Павла на римскую власть: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога... Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь по-хпалу от нее...» (Рим. 13:1-3).
По мнению при. Феофана Затворника, «удерживающего» можно относить и к Российской империи. Влад. Соловьев в «Трех разговорах», критикуя учение Льва Толстого и утверждение положительной религии, полагает, что «удерживающий» отымется и «последнее время» наступит в XXI веке.
2 Сол. 2:9, 10 - пришествие беззаконника...по действию сатаны, будет со всякою силою а знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (слав.: «...во всяцей льсти неправды в погибающих...»). Апостол говорит об активном, агрессивном характере неправды, действующей, однако, только на погибающих, духовно сродни сыну погибели.
2 Сол. 2:11 - «И за сие пошлет (попустит) им (отступникам) Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи...». Бог пошлет погибающим действие заблуждения, когда они не только будут пассивно внимать лжи, но станут ее активными Апостолами. Ложь станет истиною для погибающих. Эта аберрация будет попущена как результат того, что отвергнуто сознательно слово истины, найдено услаждение в неправде без принуждения, добровольно. Поэтому Ап. Иаков убеждает. Иак. 4:7-8 - «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам...».
1 Сол. 5:2 - «...день Господень так придет, как тать ночью». День Господень - день суда (Иоил. 2:31, Ис. 2:12, Ам. 5:18). Описание Дня Господня очень напоминает слова Самого Иисуса Христа i Мф. 24:44, Лк. 12:40) - «...будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий».
1 Сол. 5:3 - «...когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут».
«Мир и безопасность» - основной тезис пропаганды Римской империи.
«Тогда внезапно постигнет их пагуба». Интересно совпадение между словами Ап. Павла и ев. Луки. День Господень «...как сеть найдет на всех живущих по всему лицу земному...» (Лк. 21:35).
1 Сол. 5:6 - «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». Первый долг христианина - бодрствование, которое должно сопровождаться и трезвлением - не только умственной пробужденностью, но и нравственной самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию па-русии.
О парусии (втором пришествии Христа)
Апостол Павел употребляет термин «апокалипсис» чаще, чем «парусия».
2 Сол. 1:7, 8 - праведнегпред Богом «вам, оскорбляемым, отрадою... в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовсствованию Господа нашего Иисуса Христа... в явление Господа Иисуса с неба» (слав.: «...во откровении Господа Иисуса с небесе со Ангелы силы Своея» - греч. «эн ти апокалипси» используется вместо «парусия».
1 Коор. 1:7 - «...вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления (апокалипсис) Господа нашего Иисуса Христа».
1 Пот. 1:7 - «...дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее... золота, к похвале и чести и славе в явлении Иисуса Христа («эн апокалипси»)».
В Пастырских посланиях Ап. Павел употребляет распространенное среди язычников слово «эпифания» - «Богоявление». «Парусия» («гебраизм») делает ударение на присутствие Мессии с Его последователями, которое должно окончательно совершиться при Его втором славном пришествии. «Апокалипсис» указывает на то, что явление Христа будет вместе с тем откровением Божественного плана и целей икономии, к осуществлению которых движется мир.
«Парусия» встречается в 1 Кор. 15:22, 23 -«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» («эн ти парусия афту»). В Римской империи парусия -день торжественного приезда императора.
1 Сол. 4:15 - «...сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня («ис тин парусиан ту кириу»),не предупредим умерших...».
2 Сол. 2:1 - «Молим вас, братия, о пришествии («ипэр тис парусиас») Господа нашего Иисуса Христа... не спешить колебаться умом...».
Относительно времени парусин Ап. Павел подчеркивает:
• неожиданность («как тать ночью» -1 Сол. 5:2). Блж. Августин: «Последний день сокрыт, дабы лучше соблюдать все остальные дни». Ин. Златоуст: «Кто хорошо подготовится к своей кончине, тот и от всеобщей не потерпит никакого вреда».
• неотвратимость, что предполагает постоянное предзрение, ожидание страшного суда, но без уныния и безнадежного отчаяния, а в постоянном духовном делании, о чем говорится в кондаке прп. Ефрему Сирину (IV век): «Час присно провидя суда, рыдал еси горько Ефреме, яко любобезмолвный. Дела-телен же был еси в делех, учитель преподобие. Темже, отче всемирный, ленивыя воздви-заеши к покаянию».
0 постоянном духовном делании в ожидании парусин: 1 Сол. 1:3 - «...непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа...».
По прп. Феофану Затворнику, 1) дело веры объемлст отношение к Богу — в этом корень жизни во Христе; 2) трудом любви определяются отношения к братьям - это ствол новой жизни во Христе; 3) терпение упования завершает и венчает труды - это крона новой жизни.
2 Сол. 2:16, 17 - молитва Апостола, в которой имя Господа Иисуса Христа стоит впереди Бога Отца. «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш..., да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом». Яркий пример равенства чести, силы, Божественности Сына и Отца.
1 Сол. 5:8 - «Мы же, будучи сынами дня,да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...». Здесь сравнение христианина с. воином, готовящимся к битве. Схоже с Еф. 6:14-17 - «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовество-вать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие».
1 Сол., Еф. «броня веры и любви» - «броня праведности» «шлем надежды спасения» -«шлем спасения»
Основа для стиха - Ис. 59:17 - «И Он (Господь) возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом».
Прем. 5:18-20 - Господь «облечется в броню -в правду и возложит на Себя шлем - нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит - святость; строгий гнев Он изострит как меч...».
1 Сол. 5:9, 10 - «...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним».
Здесь не извечное предопределение одних к гибели, а других к спасению, а предопределение всех к спасению, кто уверует в спасительную смерть и Воскресение Христа. Бог всех предопределил ко спасению, но Он также знает, кто воспользуется этим средством, а кто - нет.
Ст. 10 содержит в себе провозглашение великого христианского догмата об искуплении. Догмат этот представлен Апостолом как двойственный по своему содержанию. Во-первых, как содержащий указание на акт со стороны Христа - «умершего за нас», а во-вторых, включающий в себя идею единения верующих со Христом: «чтобы мы жили вместе с ним».
Упоминание идеи искупления показывает, что это учение было присуще уму Павла в его самых ранних писаниях^"
«Бодрствуем ли, или спим»: живы ли мы, или уже умерли - мы все равно живы со Христом.
1 Сол. 5:12 - «Просим вас, братия, уважать трудящихся у нас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас...».
«Предстоятели» - «пристамэнос», «вразумляющие» - «нуфэтунтос». Пресвитерам принадлежат две функции: предстоятельства и учительства. Апостол советует не только ценить и уважать, но и любить их (1 Сол. 5:13) - почитайте «...их преимущественно с любовью за дело их... (слав.: «...имейте их по преизлиха в любви за дело их...»)...будьте в мире между собою» (слав.: «...мирствуй-те в себе»).
1 Сол. 5:16-22 - советы, касающиеся духовной жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла».
«Непрестанно молитесь»: монашество усвоило монологическую молитву — непрестанное повторение Иисусовой молитвы.
Ст. 19 и 20 в древнейших кодексах идут вместе: «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте». Речь идет о духовных дарованиях, харисмах, о которых Апостол говорит в 1 Кор. 12. Главнейшим даром Духа, который Апостол советует не угашать, является пророчество, распространенное у протохристиан (обличение во грехе, обнаружение тайн сердца, проповедь о домостроительстве Божием).
«Все испытывайте, хорошего держитесь» («калон катэхэтэ»). Испытывайте харисмы, ибо не все виды вдохновения приходят свыше. В греческом языке два слова означают «хорошее, «доброе»: «калон» — в смысле «абсолютно доброе» и «агафон» - в смысле «полезное». «Калон» - это «доброе само по себе», «агафон» - «доброе по своим последствиям». Павел употребляет «калон» как «результат испытания», «проверенное добро», «благо».
1 Сол. 5:23 - «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Апостол вновь возвращается к парусин Христа. Он молится, чтобы Бог не только сделал их совершенными в парусин Христа, но и сохранил их в этом совершенстве по духу, душе и преображенному телу. Здесь мы встречаемся с трихотомией - трехчастным делением человеческой природы на дух, душу и тело.
Существуют две антропологическиёсхемы: дихотомия (двухсоставность - душа и тело) и трихотомия (трехсоставность - дух, душа и тело). В Новом Завете человеческая природа обычно делится на две части - тело («сома») и душу («психи») -Мф. 10:28 («Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне»). Другое деление - на тело («сома») и дух («пнэвма») - Рим. 8:10-13 («Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»). Иногда тело («саркс») и дух «пнэвма») - Кол. 2:5 («хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами»). Наконец, плоть («саркс») и ум («нус») - Рим. 7:25 («...аз умом моим работаю закону Божию, плотию же закону греховному»).
Признается и трехчастное деление природы человеческой. Так, в Евр. 4:12 делается различие между душою («психи») и духом («пнэвма»): «■...слово Божие... острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа..., и судит помышления и намерения сердечные».
В 1 Кор. 2:14, 15 проводится различие между «психикос» - душевным и «пнэвматикос» - духовным («Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия... Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»). 1 Кор. 15:44 -'...сеется тело душевное, восстает тело духовное».
Природа человека включает душу («психи»), т.е. чувства, эмоции и импульсы, и «пнэвма», открывающую общение с Богом.
Н. Н. Глубоковский «Благовестие Ап. Павла по содержанию и существу». СПб, 1910, т.1 (говорит о трехсоставности человека).
Прп. Феофан Затворник признает двухсоставность. О трихотомии - у архиеп. Луки Войно-Ясенецкого (Дух, душа и тело. Брюссель, 1978).
Судя по 1 Сол. 5:12-15, у солунян существовала тенденция пренебрегать церковной властью, доводить христианскую демократию до абсурда. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем».
«Бесчинный» - «атактос»; это слово обозначает воина, вышедшего из боевого построения, не имеющего выдержки и легко бросающего начатое дело.
1 Сол. 4:10, 12 - «Умоляем же вас, братия...; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались».
Дерево узнается по его плодам, а церковная община - по людям, которых она воспитывает.
Солунянам было трудно отказаться от греховного наследия языческого мира (1 Сол. 4:3-8).
1 Сол. 4:3, 4 - «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести...» (в некоторых кодексах: «чтобы каждый из вас относился к своей жене в святости и чести»).
«Сосуд» - «скэвос»; это может быть: 1) наше тело; 2) метафорическое выражение, употребленное вместо слова «жена». Первое толкование -у Тертуллиана, Златоуста, Феодорита. Второе -у Феодора Мопсуетского., блж. Августина.
Название жены сосудом встречается у равви-нистических писателей, в Новом Завете - у Петра. 1 Пет. 3:7 - «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом...». Слово «скэвос» в этом смысле нигде в Новом Завете больше не встречается. Название тела сосудом встречается у Павла во 2 Кор. 4:7 - «Но сокровище сие (познание славы Божи-ей в лице Иисуса Христа) мы носим в глиняных сосудах (т.е. телах), чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам».
1 Сол. 4:4, 5 - «...чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога...».
«...в страсти похотения...» - то есть когда похоть приобретает характер не вне стоящего обольщения, а незатухающего внутреннего огня, постоянного соуслаждения греху, властвующего над внутренним человеком.
«...как и язычники, не знающие Бога» - страсти языческого мира коренятся в неведении истинного Бога. Религия и мораль, по мысли Павла, неразделимы.
1 Сол. 4:6-8 - «...чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это... Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго».
Дар Св. Духа свидетельствует против нечистоты. Этот дар - знак, что Бог освятил нас для Себя, но это и залог отмщения, если оскверним то, что уже принадлежит не нам, а Богу.
В Солуни появились клеветники, утверждавшие, что Павел проповедовал Евангелие ради корысти и что он якобы действовал как диктатор. «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства,... ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими....Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение (слав.: «подвиг»): ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестив Божие» (1 Сол. 2:5-9).
1 Сол. 5:27 - «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям». Это -первое указание на чтение апостольских посланий в собрании общины, т.е. в Богослужебной практике, задолго до того, как стали читать Евангелие.
Литургическое применение
Первого и Второго послания к Солунянам