Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами)

(3 семестр, 6 з.е., 216 ч., по 4 академических часа в течение 15 недель)

Как правило, учебная неуспешность и дезадаптация ярче проявляется в периоды детских и подростковых кризисов, к которым относятся: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и подростковый кризис. Эти периоды часто сопровождаются спадом учебной деятельности, дисциплинарными сложностями, ростом случаев психосоматических заболеваний.

Чтобы получить более полную информацию об ученике, необходимо провести медицинскую, социально-психологическую и педагогическую диагностику и рассмотреть в комплексе соответствующие данные специалистов. Школьные психолого-медико-социальные консилиумы призваны своевременно выявлять проблемы адаптационного характера и намечать пути преодоления негативного влияния внешних факторов на успешность обучения.

Наличие большого числа многоплановых психолого-педагогических проблем связано не только с недостатками в работе педагогических коллективов школ. Гораздо более сильными факторами чаще являются ослабленное здоровье и семейно-бытовые сложности, которые сказываются на снижении учебной мотивации, и, как следствие, на трудности в усвоении школьной программы.

Цель психолого-педагогической практики: формирование навыков успешного психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде.

Задачи практики:

- углубление и закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике навыков психодиагностической, консультатив­ной и психокоррекционной работы;

- апробация на практике полученных знаний в сфере психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательной среде;

- обучение бакалавров навыкам решения практических задач;

- работа по адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций, выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период.

Образовательные результаты и компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения психолого-педагогической практики в образовательных организациях разного типа:

Умение выявлять и характеризовать поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития, применяя методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

2. Умение оценивать параметры и проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду

- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

- способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

3. Освоение и применение психолого-педагогических технологий для адресной работы с различными контингентами учащихся

- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).

4. Умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ и психолого-медико-педагогического консилиума в целях разработки и реализации программ индивидуального развития ребенка

- способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- способность эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6);

- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

5. Освоение и адекватное использование специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способность проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

6. Умение формировать у учащихся социокультурные компетенции, психологическую культуру и основы здорового, безопасного образа жизни

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);

- способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);

- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);

- владение историческим методом с применением его к оценке социокультурных явлений (ОК-9);

- способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

7. Знание законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, теорий и технологий учета возрастных особенностей обучающихся; закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей, закономерностей развития детских и подростковых сообществ; нормативно-правовых основ сопровождения образовательного процесса

- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6)

- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

Форма контроля – зачет с оценкой.

Организация практики. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) проводится параллельно с изучением учебных дисциплин инструментального модуля «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде»: Психолого-педагогическая диагностика; Количественные и качественные методы в работе психолога; Методы активного социально-психологического обучения; Основы превентивной педагогики; Психологическое сопровождение образовательного процесса; Психопедагогика воспитания и обучения; Психология и педагогика семьи; Проектирование психологически безопасной образовательной среды. А также дисциплин по выбору (4 из 7): Психолого-педагогические технологии работы с различными контингентами детей (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья); Профилактика семейного и школьного насилия; Технологии работы психолога с детьми и подростками в кризисных ситуациях.

Содержание заданий направлены на комплексное изучение особенностей школьников, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей, оказание своевременной комплексной специализированной помощи детям и подросткам, обучающихся в образовательных учреждениях; создание базы данных Электронной методической лаборатории.

Логика практики выстраивается вокруг основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании.

В качестве базы проведения практики выбираются учреждения образовательной сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: