От автора

Л. Витгенштейн, когда писал свой знаменитый «Логико-философский» трактат, думал о двух читателях. Один из них, Г. Фреге, признался, что ничего в трактате не понял, другой, Б. Рассел, отозвался о нем восторженно. При написании пособия мы думали обо всех студентах и прежде всего о филологах. И мы почли бы свою задачу выполненной, если бы нашелся один читатель, который бы понял, о чем говорит и о чем выразительно молчит данный текст.

При наблюдении жесткого цейтнота, в котором обычно работает современный студент, невольно складывается впечатление, что он не всегда успевает мыслью за своей конспектирующей ручкой и тем более за копировальной техникой. А дома подумать над конспектом или ксерокопией времени не всегда хватает. В ходе обучения студент научается сдавать экзамены, но думать он разучивается. Тем более и нужды особой нет. Худо-бедно воспроизвести чужие мысли он сумеет, а за правильность их пусть голова болит у автора и его интерпретаторов. В итоге диплом превращается в справку, свидетельствующую о том, что IQ ее предъявителя позволяет удовлетворить его претензию на замещение вакантной должности школьного учителя, врача, инженера и т.п.

Каждый раз, глядя в спину уходящему в жизнь пятому курсу, мы думаем, каким молоком вскормила его alma mater? Что, помимо теории фонемы и впопыхах проглоченных шедевров мировой литературы, вынесли наши студенты от пребывания в стенах университета? Рынок интеллектуальных услуг получает свой стандартный товар, а что получают люди? И хотя говорят, что хороший человек не профессия, только она, по гамбургскому-то счету, и «профессия». Другое дело, что в нашем обществе она все реже и реже востребована. Воспитательная работа, осуществляемая средствами учебных предметов, не может конкурировать со СМИ и тотальной индустрией удовольствий, совершенно неотразимой для современного молодого человека. Особенно если его жизненные цели ограничены биологической компонентой природы.

Студент должен одновременно приобретать знания и учиться самому процессу их приобретения. Его мышление необходимо стимулировать, а прописные истины учебников не всегда в этом помогают. Наш текст подобран на вырост. Он действительно подобран, ибо представляет собой прокомментированную компиляцию текстов разных эпох и отраслей знания. Сделать его информативно самодостаточным для филологов-первокурсников при всем желании было затруднительно. За ними остается право реализовать свою профессиональную обязанность – экспериментально обнаружить разницу между толковыми и энциклопедическими словарями. Сложность поднятых проблем должна сформировать у них потребность думать в процессе чтения. В любом случае несколько часов, проведенных в компании представленных на страницах книги собеседников, не будет бесполезным, даже если не все из сказанного сразу станет понятным.

Пособие снабжено пояснениями, отсылками к другим параграфам и обширными цитатами, позволяющими понять смысл обсуждаемого, не прибегая к специальной литературе. Однако для определенного круга читателей книга вднако ительноолодого се равно будет содержать неизбежные при междисциплинарных научных контактах информационные лакуны. Текст, где все известно или все непонятно, имеет нулевую информативную ценность. Мы старались только, чтобы зазор между текстовой информацией и наличным знанием студента был нераздражающим и мобилизующим на самостоятельные интеллектуальные усилия. И, право, они стоят потраченных на них невосполнимого ресурса времени и нейронов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: