Следующий этап революционного движения 60 – 70-х гг. XIX в. – народничество

Приверженцы этого течения подчеркивали, что интеллигенция, будучи в долгу перед народом, прежде всего крестьянством, обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма, основу которого видели в крестьянской общине.

Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским считали, что Россия перейдет к социализму, минуя «язвы» капитализма (пролетаризации крестьян, появления буржуа-эксплуататоров…).

Идеологи народничества критически относились к государству как политическому институту. На первом плане для них стояли социальные и экономические вопросы, борьба за политические свободы отходила на второй план.

Главным средством достижения социальной справедливости народники 70-х гг. считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х гг. принято называть революционным, в отличие от народников 80-х гг. – либералов, пропагандировавших мирный, просветительский путь преобразований.

Идеологами народничества стали основатели трех его течений:

1. Бунтарского (М.А. Бакунин): русский мужик по природе социалист и бунтарь. Интеллигенции нужно лишь «свистнуть в два пальца» - обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

Приложение 31 к теме 5.1. Акварельный автопортрет Михаила Александровича Бакунина. 1830-е годы.

Михаил Александрович Бакунин (18 [30] мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 19 июня [1 июля] 1876, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества.

Дворянин, профессиональный военный. С 1840 года проживал за границей в эмиграции. В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании.

В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим и приговорен к смертной казни за участие в Пражском восстании, но и на этот раз замененную пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и в Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).

В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.

Сначала Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске, где он женился на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (Ksawery Kwiatkowski) — 18-летней Антонине Квятковской (Antonina Kwiatkowska).

В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск.

Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».

В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих — I Интернационал. В 1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих.

В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.

Известен своими теоретическими работами по анархизму.

Анархизм (от др. греч. «ан», — «без» и «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизмучение о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения.

Анархизм основывается на свободе и имеет своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.

Анархизм предлагает заменить власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим, сотрудничеством индивидов.

Идеи бакунинского анархизма нашли живой отклик в России и Европе.

Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», — сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша — это другое дело». Это были его последние слова.

Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, на кладбище Бремгартен, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.

2. Пропагандистское течение движения народников (П.Л. Лавров) считало, что народ надо готовить к революции путем долгой пропаганды.

Приложение 32 к теме 5.1. Фото Петр Лаврович Лавров.

Петр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 [14] июня 1823, Мелехово, Великолукский уезд, Псковская губерния, Российская империя — 25 января [6] февраля 1900, Париж, Франция) — русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества. За причастность к покушению на Александра II был сослан, бежал за границу, установил контакты с рабочим движением европейских стран.

В его наследии, не до конца выявленном (825 произведений, 711 писем), — статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня», получившая позднее название «Рабочая марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»), которую А. А. Блок называл среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…».

Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».

3. Заговорщическое течение (П.Н. Ткачев) полагало, что хорошо организованная партия должна захватить власть, опираясь на нее, следует внедрить социализм в русскую жизнь.

Приложение 33 к теме 5.1. Фото Петр Никитич Ткачев.

Петр Никитич Ткачев (11 июля 1844, село Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии — 4 января 1886, Париж) — русский литературный критик и публицист.

Родом из небогатой помещичьей семьи. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. За участие в студенческих беспорядках и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости. После вторичного ареста и ссылки эмигрировал за границу.

Ткачев был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики.

Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной.

В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел, и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 году в Париже, 41 года от роду.

Приложение 34 к теме 5.1. Схема «Деятельность народников».

В 1874 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение – «хождение в народ». Сотни молодых людей двинулись в деревню. Одни пытались по теории Бакунина разжечь крестьянский бунт, другие – «просто отдать долг народу» – лечить, просвещать его.

Но крестьяне не оправдали надежд интеллигентов: на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Последовала правительственная реакция. Сложившаяся ситуация выявила необходимость создания четкой политической организации.

В 1876 г. в Петербурге возник координационный центр: революционная народническая организация «Земля и воля», которую возглавили Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер и др.

Приложение 35 к теме 5.1. Фото Георгий Валентинович Плеханов.

Георгий Валентинович Плеханов (29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) — 30 мая 1918, Ялкала, Финляндия, ныне Ильичево (Ленинградская область), Россия — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

Из семьи военного. Окончил с золотой медалью военную гимназию в Воронеже, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году был исключен «за невзнос платы».

В 1880 году эмигрировал в Швейцарию.

В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900—1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.

Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство». Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России. В 1921 году в одной из своих статей Ленин призвал изучать всё написанное Плехановым по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».

Умер в возрасте 62 лет от туберкулеза.

«Земля и воля» была самой массовой и крупной организацией за всю историю народничества, имела разветвленную сеть филиалов, свою программу, печатный орган.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: