Препарирование»
Содержание занятия:
- Соединение костей таза.
- Таз как целое, половые различия.
- Размеры женского таза.
- Тазобедренный сустав.
- Коленный сустав.
- Соединение костей голени.
- Голеностопный сустав.
- Соединения костей стопы, стопа как целое.
- Рентгеноанатомия суставов нижней конечности. Развитие суставов.
Цель занятия и ее мотивационная характеристика
Необходимо научиться умению находить, называть, препарировать и показывать на препаратах соединения костей таза, тазобедренный сустав, соединения костей голени и стопы, детали строения их связочного аппарата.
Уметь рассказывать анатомию изучаемых соединений, понимать место соединений костей нижней конечности в анатомической и биомеханической классификации соединений, что важно при изучения миологии и биомеханики, при изучении курса акушерства и гинекологии, травматологии, хирургии.
Ответить письменно на вопросы исходного тестового контроля (сборник тестов).
Ориентироваться в топографии областей таза и нижней конечности (бедра, голени и стопы) на биологическом материале, определять проекцию суставов на поверхность тела.
|
|
Знать аномалии развития соединений костей таза и нижней конечности.
Уметь объяснять и понимать функции изучаемых структур, что важно для последующего изучения анатомии человека, теоретических и клинических дисциплин, при обследовании больных.
Материал для повторения:
- материалы лекций «Общая анатомия соединений костей скелета. Развитие скелета и суставов», «Кости и суставы в постнатальном онтогенезе. Введение в рентгеноанатомию. Кости и суставы в рентгеновском изображении»
- общее представление об опорно-двигательном аппарате
- факторы формирования видов соединений
В результате работы на практическом занятии студент должен
знать:
- соединения тазовых костей друг с другом (лобковый симфиз), его связки.
- особенности строения и биомеханики крестцово-подвздошного сустава
- таз в целом, границы большого и малого таза
- возрастные, половые, типовые и индивидуальные особенности таза
- основные размеры женского таза, их прикладное значение в акушерстве
- аномалии развития таза (узкий, плоский таз), их роль в патологии (уменьшение размеров родового канала)
- анатомически и клинически узкий таз
- особенности строения и биомеханики тазобедренного сустава
- анатомическое обоснование врожденного вывиха в тазобедренном суставе, переломов шейки бедра в пожилом возрасте
- особенности строения коленного сустава, связочный аппарат, его биомеханика
- внутрисуставные образования коленного сустава, функциональное значение менисков и крестообразных связок
|
|
- синовиальные сумки коленного сустава, их сообщение с полостью сустава, значение
- прерывные и непрерывные соединения костей голени
- особенности строения и биомеханики голеностопного сустава
- соединения костей предплюсны, особенности строения подтаранного и тарано-пяточно-ладьевидного суставов
- функциональный сустав стопы
- характеристика суставов Шопара (поперечный сустав предплюсны) и Лисфранка (предплюсне-плюсневые суставы), связки - «ключи» этих соединений
- строение и биомеханика межплюсневых, плюснефаланговых и межфаланговых суставов
- твердая основа стопы
- стопа как целое, своды стопы, активные и пассивные «затяжки» стопы, физиологическое значение сводов
уметь:
- прощупать на теле человека (по возможности) точки таза, используемые для наружных измерений
- показать область расположения тазобедренного сустава
- продемонстрировать движения в тазобедренном суставе и назвать оси, вокруг которых осуществляются эти движения
– показать области расположения коленного сустава, соединений костей голени, голеностопного сустава, соединения костей стопы,
– прощупать (по возможности) анатомические образования костей, формирующих указанные суставы нижней конечности,
– продемонстрировать движения в коленном, голеностопном, плюснефаланговых и межфаланговых суставах и назвать оси, вокруг которых осуществляются движения названных суставов,
– на рентгенограммах показать видимые элементы таза и суставов нижней конечности.
иметь представление:
- об изменении таза и нижней конечности тела человека в связи с ортостатической позой и утратой некоторых функций (общие данные сравнительной анатомии, понятие о рудиментах и атавизмах)
- о пассивной и активной частях опорно-двигательного аппарата
- о причинах сращения костей (тел первого и второго шейных позвонков, крестцовых позвонков)
- о возрастных изменениях и половых отличиях изучаемых костей скелета
- о наиболее важных аномалиях развития соединений костей таза и нижней конечности
владеть: анатомо-понятийным аппаратом
Место проведения занятия:
Учебная комната, анатомический зал, музей.
Оснащение занятия:
Скелет взрослого, скелет новорожденного; костные препараты позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины; рентгенограммы грудной клетки, позвоночного столба; бальзамированный труп со вскрытой грудной клеткой; таблицы; муляжи; учебники и атласы по анатомии, тетради, методические указания, тестовые задания, ситуационные задачи, графо-логические структуры; натурщик (из числа студентов)
Вопросы для самоподготовки:
1. Дайте анатомическую характеристику соединения тазовых костей друг с другом (лобковый симфиз)
2. Обозначьте особенности строения и биомеханики крестцово-подвздошного сустава
3. Назовите возрастные, половые, типовые и индивидуальные особенности таза
4. Назовите основные размеры женского таза
5. Обоснуйте роль в патологии аномалий развития таза (узкий, плоский таз)
6. Что такое анатомически и клинически узкий таз?
7. Назовите особенности строения и биомеханики тазобедренного сустава
8. Дайте анатомическое обоснование врожденного вывиха в тазобедренном суставе, переломов шейки бедра в пожилом возрасте
9. Назовите особенности строения коленного сустава, связочный аппарат, его биомеханика
10. Назовите внутрисуставные образования коленного сустава, функциональное значение менисков и крестообразных связок
11. Перечислите синовиальные сумки коленного сустава, их сообщение с полостью сустава, значение
12. Назовите особенности строения и биомеханики голеностопного сустава
13. Что такое функциональный сустав стопы?
14. Дайте характеристику хирургических суставов Шопара (поперечный сустав предплюсны) и Лисфранка (предплюсне-плюсневые суставы), назовите связки - «ключи» этих соединений
|
|
15. Что такое твердая основа стопы?
16. Перечислите своды стопы, активные и пассивные «затяжки» стопы
.