В результате работы на практическом занятии студент должен

Препарирование»

Содержание занятия:

  1. Соединение костей таза.
  2. Таз как целое, половые различия.
  3. Размеры женского таза.
  4. Тазобедренный сустав.
  5. Коленный сустав.
  6. Соединение костей голени.
  7. Голеностопный сустав.
  8. Соединения костей стопы, стопа как целое.
  9. Рентгеноанатомия суставов нижней конечности. Развитие суставов.

Цель занятия и ее мотивационная характеристика

Необходимо научиться умению находить, называть, препарировать и показывать на препаратах соединения костей таза, тазобедренный сустав, соединения костей голени и стопы, детали строения их связочного аппарата.

Уметь рассказывать анатомию изучаемых соединений, понимать место соединений костей нижней конечности в анатомической и биомеханической классификации соединений, что важно при изучения миологии и биомеханики, при изучении курса акушерства и гинекологии, травматологии, хирургии.

Ответить письменно на вопросы исходного тестового контроля (сборник тестов).

Ориентироваться в топографии областей таза и нижней конечности (бедра, голени и стопы) на биологическом материале, определять проекцию суставов на поверхность тела.

Знать аномалии развития соединений костей таза и нижней конечности.

Уметь объяснять и понимать функции изучаемых структур, что важно для последующего изучения анатомии человека, теоретических и клинических дисциплин, при обследовании больных.

Материал для повторения:

- материалы лекций «Общая анатомия соединений костей скелета. Развитие скелета и суставов», «Кости и суставы в постнатальном онтогенезе. Введение в рентгеноанатомию. Кости и суставы в рентгеновском изображении»

- общее представление об опорно-двигательном аппарате

- факторы формирования видов соединений

В результате работы на практическом занятии студент должен

знать:

- соединения тазовых костей друг с другом (лобковый симфиз), его связки.

- особенности строения и биомеханики крестцово-подвздошного сустава

- таз в целом, границы большого и малого таза

- возрастные, половые, типовые и индивидуальные особенности таза

- основные размеры женского таза, их прикладное значение в акушерстве

- аномалии развития таза (узкий, плоский таз), их роль в патологии (уменьшение размеров родового канала)

- анатомически и клинически узкий таз

- особенности строения и биомеханики тазобедренного сустава

- анатомическое обоснование врожденного вывиха в тазобедренном суставе, переломов шейки бедра в пожилом возрасте

- особенности строения коленного сустава, связочный аппарат, его биомеханика

- внутрисуставные образования коленного сустава, функциональное значение менисков и крестообразных связок

- синовиальные сумки коленного сустава, их сообщение с полостью сустава, значение

- прерывные и непрерывные соединения костей голени

- особенности строения и биомеханики голеностопного сустава

- соединения костей предплюсны, особенности строения подтаранного и тарано-пяточно-ладьевидного суставов

- функциональный сустав стопы

- характеристика суставов Шопара (поперечный сустав предплюсны) и Лисфранка (предплюсне-плюсневые суставы), связки - «ключи» этих соединений

- строение и биомеханика межплюсневых, плюснефаланговых и межфаланговых суставов

- твердая основа стопы

- стопа как целое, своды стопы, активные и пассивные «затяжки» стопы, физиологическое значение сводов

уметь:

- прощупать на теле человека (по возможности) точки таза, используемые для наружных измерений

- показать область расположения тазобедренного сустава

- продемонстрировать движения в тазобедренном суставе и назвать оси, вокруг которых осуществляются эти движения

– показать области расположения коленного сустава, соединений костей голени, голеностопного сустава, соединения костей стопы,

– прощупать (по возможности) анатомические образования костей, формирующих указанные суставы нижней конечности,

– продемонстрировать движения в коленном, голеностопном, плюснефаланговых и межфаланговых суставах и назвать оси, вокруг которых осуществляются движения названных суставов,

– на рентгенограммах показать видимые элементы таза и суставов нижней конечности.

иметь представление:

- об изменении таза и нижней конечности тела человека в связи с ортостатической позой и утратой некоторых функций (общие данные сравнительной анатомии, понятие о рудиментах и атавизмах)

- о пассивной и активной частях опорно-двигательного аппарата

- о причинах сращения костей (тел первого и второго шейных позвонков, крестцовых позвонков)

- о возрастных изменениях и половых отличиях изучаемых костей скелета

- о наиболее важных аномалиях развития соединений костей таза и нижней конечности

владеть: анатомо-понятийным аппаратом

Место проведения занятия:

Учебная комната, анатомический зал, музей.

Оснащение занятия:

Скелет взрослого, скелет новорожденного; костные препараты позвонков, крестца, копчика, ребер, грудины; рентгенограммы грудной клетки, позвоночного столба; бальзамированный труп со вскрытой грудной клеткой; таблицы; муляжи; учебники и атласы по анатомии, тетради, методические указания, тестовые задания, ситуационные задачи, графо-логические структуры; натурщик (из числа студентов)

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте анатомическую характеристику соединения тазовых костей друг с другом (лобковый симфиз)

2. Обозначьте особенности строения и биомеханики крестцово-подвздошного сустава

3. Назовите возрастные, половые, типовые и индивидуальные особенности таза

4. Назовите основные размеры женского таза

5. Обоснуйте роль в патологии аномалий развития таза (узкий, плоский таз)

6. Что такое анатомически и клинически узкий таз?

7. Назовите особенности строения и биомеханики тазобедренного сустава

8. Дайте анатомическое обоснование врожденного вывиха в тазобедренном суставе, переломов шейки бедра в пожилом возрасте

9. Назовите особенности строения коленного сустава, связочный аппарат, его биомеханика

10. Назовите внутрисуставные образования коленного сустава, функциональное значение менисков и крестообразных связок

11. Перечислите синовиальные сумки коленного сустава, их сообщение с полостью сустава, значение

12. Назовите особенности строения и биомеханики голеностопного сустава

13. Что такое функциональный сустав стопы?

14. Дайте характеристику хирургических суставов Шопара (поперечный сустав предплюсны) и Лисфранка (предплюсне-плюсневые суставы), назовите связки - «ключи» этих соединений

15. Что такое твердая основа стопы?

16. Перечислите своды стопы, активные и пассивные «затяжки» стопы

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: