1. Кадеты выдвинули группу влиятельных политиков начала XX века. Наибольшую известность приобрел известный историк, ученик В. Ключевского, автор фундаментального труда «Очерки по истории русской культуры». С конца XIX века он включился в либерально-оппозиционное движение, подвергался ссылке, заключению, но при этом никогда не пропагандировал революционных идей, хотя не раз встречался с революционными лидерами. Он не был депутатом 1-й и 2-й Государственных дум, но фактически направлял деятельность кадетской партии. Лишенный по натуре тяги к закулисным интригам, он мало участвовал в разного рода тайных и полулегальных обществах. Его стихией была парламентская публицистическая деятельность.
Укажите фамилию государственного деятеля.
2. Один из государственных деятелей России в начале XX в. утверждал, что для выполнения программы обширных реформ потребуется «20 лет покоя». Говоря о левых, он произнес знаменитые слова: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Укажите фамилию этого государственного деятеля.
3. Прочтите фрагмент и назовите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной думе в 1907 г. с этими предложениями.
«...Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание... Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и Разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
4. Прочтите фрагмент из воспоминаний Н. А. Жиделева и назовите орган, об избрании которого идет речь.
«По призыву Иваново-Вознесенской группы РСДРП 12 мая дружно началась стачка на ткацких фабриках, с 13 мая она захватывает все большее количество предприятий... Забастовочная практика уже знала представительство рабочих. Часто во время стачек рабочие, для более планомерного их проведения, выбирали одного или нескольких представителей, или, как их называли, депутатов, которым и поручали от своего имени вести переговоры с фабрикантами. При всеобщей же забастовке необходимость в планомерном ее проведении была буквально для всех очевидна. Поэтому и было принято решение выбрать депутатов и поручить им ответственное дело — руководить забастовкой».
5. Прочтите отрывок из государственного документа начала XX в. и напишите его название.
«На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей».
6. Прочтите отрывок из Манифеста 17 октября 1905 г. и напишите, как называлось установление, о котором идет речь.
«Ныне настало время, следуя благим начинаниям... призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».
7. Прочтите отрывок из документа и назовите российского государя, от чьего имени был издан этот документ.
«В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу...»
8. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»...
И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX — XX вв. (в сфере экономики, индустриализации и финансов — создание твердой отечественной валюты — золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 г. его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».
9. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе председателя Совета Министров и напишите его фамилию.
«Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать... ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами... Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»
10. Установите соответствие между политическими партиями в России в начале XX в. и фамилиями их лидеров.
ПАРТИИ ЛИДЕРЫ
А) кадеты 1) В.М. Чернов
Б) октябристы 2) Г.В. Плеханов
В) эсеры 3) П.Н. Милюков
Г) социал-демократы 4) А.И. Гучков
5) В.М. Пуришкевич
11. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.
ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ | СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1) В. Э. Мейерхольд 2) А. А. Ахматова 3) С. С. Прокофьев 4) К. С. Малевич | А) музыка Б) скульптура В) театр Г) поэзия Д) живопись |
12. Установите соответствие между названиями политических партий и фамилиями их лидеров:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ
ПАРТИИ
1) меньшевики А) М. А. Спиридонова
2) большевики Б) Ю. О. Мартов
3) эсеры В) В.И.Ленин
4) левые эсеры Г) В.М.Чернов
Д) П. Н. Милюков
13. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX в. и отраслями науки, которыми они занимались.
ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ ОТРАСЛИ НАУКИ
1) А.С. Попов А) математика
2) П.Л. Чебышев Б) химия
3) В.Я. Струве В) радиотехника
4) А.М. Бутлеров Г) астрономия
Д) биология
14. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей России в начале XX в. и их должностями:
1) В. А. Сухомлинов
2) П. А. Столыпин
3) А. И. Извольский
4) А. Ф. Керенский
А) военный министр
Б) Председатель Совета Министров
В) министр иностранных дел при Николае II
Г) председатель I Государственной думы
Д) глава Временного правительства
15. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д. Мстиславского и укажите, о каком съезде в нем говорится.
«Съезд должен был открыться днем: кворум был давно уже налицо: к утру еще в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата - цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистических партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открывалось: большевики хотели до начала его закончить ликвидацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фактом».
1) I съезде Советов
2) II съезде Советов
3) II съезде РСДРП
4) VI съезде РСДРП
16. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.
«...Центральный пункт их программы - «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М. Чернов».
17. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идет речь.
«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии... религиозного беспокойства и искания... Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».
18. Прочтите отрывок из международного договора и назовите государство, с которым Россия подписала данный договор.
«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение... южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».
19. Прочтите фрагмент из доклада С. Ю. Витте Николаю II от 18 марта 1905 г. и определите, какую форму строя, по мнению автора, Россия переросла.
«Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий... Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы».
20. Прочтите фрагмент речи, произнесенной на заседании Государственной думы в 1906г., и назовите фамилию оратора.
«...Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
21. Прочтите отрывок из обращения в Государственную Думу во время революции 1905 — 1907 гг. и укажите сословие, представителям которого оно принадлежало.
«Русская земля держится нами, а не помещиками... Сколько прений ни ведите, другого земного шара не создадите. Придется эту землю нам отдавать».