Эмоции представляют собой реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.
Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.
В целом то, что мы называем эмоциями, можно разделить на несколько подгрупп:
Первая подгруппа – первичные оценочные состояния.
• Удивление – реакция организма на новизну стимула или составной части контекстного паттерна. Характеризуется отсутствием перегрузки рецепторных систем.
• Испуг – аналогично удивлению, но притом с сопутствующим превышением некоего индивидуального порога по сенсорным системам – «мгновенная перегрузка»
• Фрустрация – первичное распознание препятствия в осуществлении целевого поведения без вторичной оценки способности преодоления.
Вторая группа – Базовые эмоции.
• Радость – достижение цели и удовлетворение потребности на уровне или выше ожидаемого
• Печаль – недостижение цели, неудовлетворение потребности или неполное удовлетворение, лишение.
• Гнев – имобилизация организма для преодоления препятствия на пути к цели.
• Отвращение – неприятие средой организма внешней среды/стимуляции.
• Страх – угроза телесности (как биологической, так и физиологической).
Третья группа – социальные эмоции.
• Линейка от презрения к сомнению – от оценки себя выше других внутри социального окружения, до ощущения низкого положения в иерархии с соответствующей оценкой уверенности в своих возможностях, действиях, высказываниях.
• Линейка от смущения к стыду и вине – неуверенность в своей неполноценности – физическая неполноценность (ощущение наличия некоего физического недостатка)-социальная неполноценность (неоправданное собственной высокой самооценкой нарушение социальных норм)
Четвертая группа – когнитивные эмоции.
Формируются по принципу рекурсивности. То есть из исходного набора при применении некоего набора правил формируется многообразие совместных оценочных состояний, тонко дифференцированных между собой. Напрямую связаны с развитием языковых систем и прочее.