Глава I. Общая характеристика эффективности правового воспитания

1.1 Определение эффективности правового воспитания

В юридической литературе, как и в повседневной практике, термин «эффективность» стал употребляться очень часто, и его содержание кажется на первый взгляд вполне определенным и ясным. Однако, при научной интерпретации данного понятии мы нередко сталкиваемся с затруднениями, связанными с тем, насколько достаточно и точно можно определить вкладываемое в него содержание. Следует констатировать, что единого подхода к пониманию эффективности вообще и эффективности правового воспитания в частности пока не достигнуто.

Термин «эффективность» находит свои корни в латинском термине, он означает «результат», следствие каких-либо причин, действий»[1].

Эффективность правового воспитания – проблема сложная и многоплановая, опосредованная действием многих условий и факторов. Отдельные ее направления могут стать предметом самостоятельного исследования. Есть основания для осуществления понятий: эффективность управления правовым воспитанием, эффективность правовой пропаганды, эффективность правового просвещения граждан и т.п. И все же, выделяя различные направления исследования эффективности, необходимо иметь ввиду, что все они тес но связаны между собой и возникающая проблема, в сущности, сводится к осмыслению, интерпретации и оценке результатов специфической, но не обособленной от других социальных явлений деятельности, направленной на формирование правового сознания – одной из форм общественного сознания, а центральным объектом правовоспитательного воздействия является личность, в сознании, убеждениях и поведении которой отражается результативность этого воздействия. На это нацелены все формы правовой пропаганды и агитации, правового просвещения, средства массовой информации, система правового воспитания в гражданском обществе, работа органов государственной власти и общественных организаций, различные формы вовлечения граждан в правоохранительную и правоприменительную деятельность. Таким образом, необходимо, прежде всего, выработать общее определение понятия эффективности правового воспитания.

В рамках юридической науки по вопросу исследования эффективности появилась довольно обширная литература, уделяющая значительное внимание вопросам эффективности государственно-правовых явлений. В работах Д.А. Керимова, А.С. Пашкова, А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева обоснована общетеоретическая концепция эффективности права, сделан вывод об использовании категории «цель» для решения вопросов эффективности.

Исследование эффективности активно проводилось во всех отраслях права.

Обобщая представления об эффективности в юридической науке, можно заметить, что они основаны по меньшей мере на двух основных подходах. Один из них заключается в том, что эффективность рассматривается только как результативность и измеряется степень соотношения достигнутого фактического результата к поставленной социальной цели[2].

Сторонники второй позиции в принципе согласны с определением эффективности подобным образом. Но последнюю они относят к принадлежности категории «оптимальность», являющуюся, по их мнению, более широкой, чем понятие «эффективность»[3].

Следует отметить, что для формулирования понятия эффективности правового воспитания эти положения являются важными, поскольку они позволяют констатировать, что представители юридической науки, так же как и философии, экономисты, социологи в понятие «эффективность» вкладывают одни и те же элементы: «цель» и «результат». Причем соотношение между ними рассматривается обычно под углом зрения результативности определенного рода социальной деятельности, а некоторые авторы даже специально подчеркивают, что «эффективность правовых норм может быть выяснена только при рассмотрении права в действии»[4].

Применительно к правовому воспитанию такой подход представляется особенно ценным, поскольку правовое воспитание – это тоже разновидность социальной деятельности, которая осуществляется в определенных целях. Поэтому эффективность правового воспитания можно рассматривать как соотношение между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными ценностями, для достижения которых эта деятельность проводилась. Другими словами, чтобы судить об эффективности правового воспитания, необходимо отчетливо представлять его цели и иметь возможность сопоставлять с ними фактически достигнутые результаты.

С позиции определения эффективности правового воспитания представляется целесообразным будет рассмотреть вопрос о допустимости подразделения эффективности правового воспитания на эффективность фактическую и выявленную. Фактическая эффективность – это реальная эффективность правового воспитания, объективно отражающая достигнутый к настоящему времени уровень правосознания и поведения граждан, а выявленная эффективность – это обобщенное представление субъектов правового воспитания о фактическом уровне эффективности[5].

Таким образом, изложенное позволяет сформулировать следующее определение.

Эффективность правового воспитания означает его способность реально, в оптимальные сроки и с наименьшими издержками положительно воздействовать на усвоение гражданами правовых знаний, их убеждения, мотивы и установки в соответствии с потребностями общества.

1.2 Эффективность и цели правового воспитания

Теоретическое обоснование понятия эффективности правового воспитания требует специального анализа его целей.

В теоретическом плане четкая определенность целей обеспечивает надежную основу для решения ряда методологических проблем, служит исходным пунктом определения понятия эффективности, разработки ее научно обоснованных критериев и показателей. Абстрагируясь от социально обусловленных целей, ради которых осуществляется правовоспитательная деятельность, невозможно обнаружить совокупный результат этой деятельности, дать обоснованные рекомендации по ее совершенствованию.

Целями правового воспитания являются следующие.

Во-первых, формирование у граждан системы правовых знаний. В связи с осуществлением широкой программы обновления и совершенствования современного законодательства важное теоретическое и практическое значение приобретает установлением границ правовой информированности граждан.

В науке существует, на наш взгляд, верное мнение о том, что норма права как внешний регулятор не способна вызвать определенную волевую активность, не пройдя через сознание. Требования нормы должны отобразиться в сознании, выполняя роль критерия оценки действий[6]. Согласно этому положению вопрос о границах правовой информированности граждан, на первый взгляд, кажется достаточно ясным: чтобы достичь высокого уровня правосознания, безупречного с точки зрения требований закона поведения членов общества, необходимо изучить и знать те нормативные акты органов государственной власти, которые устанавливают общеобязательные правила поведения.

В действительности же дело обстоит гораздо сложнее. Сложность, прежде всего, в том, что правовые нормы не являются единственным регулятором поведения человека. Нелегким является вопрос отбора необходимого воспитуемым нормативного материала. В реальной действительности функционирует огромное количество юридических норм, которые регулируют самые разнообразные сферы общественной жизни.

Учитывая объективную невозможность знания гражданином законодательства в полном объеме, правовое воспитание должно быть нацелено на усвоение:

а) прав и обязанностей российских граждан в сфере социально-экономической жизни;

б) прав и обязанностей российского гражданина как субъекта общественной, общественно-политической деятельности;

в) прав и обязанностей гражданина как личности (в данном случае считаем, что это те права и обязанности, которые закреплены действующей Конституцией РФ[7]).

С целью повышения эффективности правового воспитания, решения методологических и методических проблем, связанных с исследованием уровней знания права, представляется целесообразным подготовить единые программы или методические рекомендации, устанавливающие примерный минимум и объем правовых знаний для различных категорий граждан. Разработку таких документов могло бы возглавить Министерство образования и науки Российской Федерации.

Во-вторых, формирование правовой убежденности. Без правовой убежденности невозможно правовое поведение индивида, основывающееся на глубоком осознании объективной необходимости, подлинной ценности предъявляемых к нему правовых требований и предписаний[8].

Формирование твердой убежденности граждан в необходимости соблюдения правовых норм является не только целью правового воспитания, но и важнейшим способом реализации права. На основе личных правовых убеждений человек вырабатывает у себя способность осуществлять нравственный самоконтроль. Другими словами, внутренние правовые убеждения выступают как составная часть индивидуального правосознания. На их основе формируется уважение к праву, к закону, глубже осознается социальная, идеологическая и политическая ценность права, его основных принципов.

Для убеждения характерно наличие субъективной уверенности в истинности приобретенных знаний, готовность действовать в соответствии с представлением об истинности тех или иных знаний[9].

Характеризуя содержание правовых убеждений с точки зрения их связи с познавательной основой, можно выделить три присущих им элемента. Во-первых, убеждения могут выражаться в оценках анализируемых правовых явлений. Оценка представляет собой связующее звено между правовыми знаниями и убеждениями, отражая и уровень информированности о праве, и отношение к нему.

Во-вторых, убеждения включают в себя критерии личностных оценок права, эмоциональное и поведенческое отношение к ним.

В третьих, убеждения характеризуются осознанностью. Уровни правовой убежденности могут быть различными. Один человека может лишь изложить свою позицию, другой обосновать ее, третий – отстаивать свою позицию, доказывая и подкрепляя ее соответствующими поведенческими актами.

Система правовых убеждений личности, к достижению которых стремится правовое воспитание и которые должны учитываться при выявлении его эффективности, предусматривает: стремление самостоятельно решать возникающие в повседневной жизни вопросы правового характера; умение разобраться в конкретной правовой ситуации и сделать выбор такого варианта поведения, который бы соответствовал требованиям правовой нормы; способность применять приобретенные правовые знания, идеи как руководство в решении собственных проблем; непримиримость к любым правонарушениям и умение отстаивать свои правовые взгляды с позиций одобрения российского права; осознание необходимости безусловного выполнения норм права.

Убеждение как действие, как метод – это целенаправленное воздействие, которое должно доказывать субъектам правового воспитания социальную обусловленность и необходимость права для нормальной жизнедеятельности общества, общесоциальную значимость неукоснительного соблюдения действующих правовых норм, правомерного, социально-активного поведения каждого члена общества[10]. Целью убеждения является достижение того результата, при котором бы личность знала законы или понимала право, но и в том, чтобы привести ее к внутреннему восприятию и согласию в правовыми нормами. Убеждение воздействует, прежде всего, на ум человека, на его правосознание. Но оно затрагивает также чувства, вызывает переживания, которые способствуют более прочной фиксации в человеческом сознании основных идей, принципов, конкретных предписаний, сформулированных в правовых нормах.

Стабильность и долговременность правовой убежденности во многом зависят от материальных условий жизни человека, от всей окружающей его действительности.

В-третьих, целью правового воспитания является формирование мотивов и привычки правомерного, социально-активного поведения. Задача правового воспитания состоит в том, чтобы достичь такого уровня правосознания граждан, когда каждый член общества следовал бы установленным правилам поведения и соблюдал правовые нормы исключительно в силу внутренней потребности, собственных убеждений, а не под страхом принуждения. Нельзя, однако, категорически утверждать, что даже та норма поведения, которая правильно отражает интересы конкретной личности и внутренне одобряется ею в состоянии автоматически обеспечить мотивы правомерного поведения такой личности, поскольку помимо правовых в реальной действительности существуют другие факторы, влияющие на выбор конкретных вариантов поведения в не меньшей степени, чем правовые предписания.

Выработка привычки к соблюдению правовых норм, к социально-активному правомерному поведению – важнейшая и сложнейшая задача поведенческих целей правового воспитания.

Необходимость соблюдения законности, ставшая привычкой, является выражением сформировавшейся на основе высокой идейности и правовой сознательности личности внутренней волевой позиции и готовности поступать в соответствии с требованиями норм права. Процесс выработки привычек предполагает воспитание убеждений в необходимости и социальной ценности права, высокой правовой сознательности которые заем переходят в привычку[11].

Формируемые правовым воспитанием привычки неодинаковы по своей структуре и содержанию. Одних людей можно приучать только к соблюдению норм права, других – к исполнению, третьих – к использованию, четвертых, одновременно к соблюдению, исполнению и использованию. Следовательно, в состав привычек, создающих образ правомерного поведения и выражающих фактическое отношение личности к праву и к охраняемым правом социальных ценностей целесообразно включить:

а) привычку соблюдения норм права, воздержание от совершения запрещенных правом действий;

б) привычку исполнения норм права и юридических обязанностей (совершение положительных действий);

в) привычку использования норм права (инициативное и творческое осуществление права, безупречное выполнение обязанностей перед обществом, умение применять правовые знания на практике.

Целью правового воспитания является стремление к одновременному формированию всех этих видов привычек.

Достижение целей правового воспитания осуществляется посредством решения ряда задач, среди которых можно выделить следующие: воспитание граждан в духе высокого уважения к законам, их неукоснительного соблюдения и исполнения; повышение уровня юридической грамотности и осведомленности и осведомленности населения; укрепление правопорядка и законности.

Таким образом, цель правового воспитания – это идейно сформулированный результат, отражающий ожидания общества; основное направление, в соответствии с которым осуществляется вся правовоспитательная деятельность; масштаб оценки эффективности этой деятельности.

1.3 Эффективность и другие свойства правового воспитания

В общетеоретическом плане эффективность можно яснее представить, если исследовать другие положительные свойства правового воспитания, такие как:

а) экономичность (т.е. соотношение средств правового воспитания с практически достигнутым результатом;

б) полезность, т.е. степень его «позитивности»;

в) идеологическая ценность;

г) обоснованность и другие.

Экономичность правового воспитания следует рассматривать в позиции количества затраченных на него материальных средств, человеческой энергии, времени и других показателей, характеризующих расходы общества в связи с проводимыми прововоспитательными мероприятиями[12]. Это выражение определенного соотношения полезного эффекта правовоспитательных мероприятий и затрат на их осуществление.

Правовое воспитание само по себе не требует специальных капиталовложений. Вместе с тем оно осуществляется на экономической основе, его цели достигаются не только идеологическими методами, но связано с материальными затратами. Средства, через которые эти методы получают свое оформление, имеют ярко выраженный экономический характер, и для общества далеко не безразлично, какие материальные затраты вкладываются в организацию и проведение правового воспитания.

К экономическим можно отнести не только методы материального стимулирования, но и различные способы организационной и воспитательной деятельности, имеющие непосредственную связь с экономическим воздействием и расчетом. Поощряя социально-правовую активность граждан, сочетая материальные и моральные стимулы, расходуя на все это определенные материальные средства, государство тем самым воспитывает членов общества в духе уважительного отношения к праву, к закону, способствует превращению правомерного, социально активно поведения в жизненную необходимость[13].

Издержки государства на осуществление таких мероприятий по отношению именно к правовому воспитанию трудно выразить количественно, поскольку они являются лишь частью расходов в пределах общей программы социально-экономических преобразований общества. Вместе в тем эти расходы характеризуют экономичность правового воспитания.

За последние годы значительно богаче стал арсенал средств воздействия на воспитуемых. Формы и методы правовоспитательной работы обогатились новым содержанием и применяются не только по отношению к конкретным лицам (группам лиц), но и ко всем категориям населения. Это означает, что среди множества средств, форм и методов необходимо отбирать лишь наиболее существенные для решения задач правового воспитания.

Совершенствование правовоспитательной работы, связанное с проведением массовых конкретно-социологических исследований, экспериментов, внедрением новых форм и методов воспитания граждан, расширением круга субъектов правового воспитания требует подчас значительных материальных затрат.

Прочный успех и высокая экономичность правового воспитания достигается, когда меры убеждения умело сочетаются с мерами принуждения, подкрепляются совместными действиями планирующих и финансовых органов[14].

Экономичность правового воспитания прямо соотносима с человеческими и материальными ресурсами, фактически израсходованным в процессе правовоспитательной деятельности. Она обусловлена конкретными условиями «внешней среды» (контингентом воспитуемых, уровнем общей и правовой культуры населения, обеспеченностью техническими средствами и т.д.). Различное соотношение между результатом и понесенными расходами может дать различные уровни эффективности правового воспитания.

Если говорить об экономии времени в правовом воспитании, то здесь важен принцип использования не большого времени, а малого, но в разумных, рациональных пределах. Как справедливо отмечалось в литературе, повышение эффективности правовоспитательной работы предполагает рациональной использование времени и сил. Воспитание в группе или одновременно широких масс значительно экономичнее[15].

Расходование времени, материальных ресурсов и человеческой энергии может относиться или ко всей системе правового воспитания, или к отдельным ее элементам и характеризовать соответственно либо какую-то одну сторону экономичности мероприятия, либо – само соотношение экономических затрат.

В этой связи представляется верной позиция В.В. Лазарева, который полагает, что в силу диалектического единства и взаимообусловленности целей социальной деятельности и средств, ведущих к их достижению, экономичность последних должна быть мерилом эффективности. Свою позицию он подкрепляет схемой: 1) деятельность субъекта А эффективна, так как достигнута цель; 2) деятельность субъекта Б более эффективна, поскольку цель достигнута в меньшие сроки с меньшими затратами; 3) деятельность субъекта В отрицательно эффективна, потому что производственные затраты превышают ценности достигнутого результата[16].

Таким образом, экономичность правового воспитания предполагает постоянный учет расходуемых на него средств в целях уменьшения издержек до объективно возможных пределов в сокращении социальных потерь.

Полезность – это одна из форм проявления общественного значения правового воспитания, его положительная роль в удовлетворении общегосударственных интересов. В правовом воспитании полезность характеризует деятельность субъектов с точки зрения ее целесообразности для достижения позитивных результатов. Однако значимость правового воспитания в жизни общества не может быть сведена лишь к пользе, к односторонней выгоде. Поэтому полезность правового воспитания следует рассматривать с точки зрения социально оправданного, реально достигнутого эффекта. Полезность, как степень положительной результативности правового воспитания, является одним из главных проявлений его социальной ценности.

Полезность правового воспитания проявляется в социально-правовой активности граждан, в соблюдении ими законов государства, т.е. в позитивном отношении людей к государственно-правовой действительности, их активном участии в социально-правовой практике.

Следует отметить, что в современном российском обществе создаются все необходимые условия, чтобы правовое воспитание было высокоэффективным, приносила полезные результаты, т.е. чтобы правомерное, социально-активное поведение стало массовым явлением и носило сознательный характер.

К числу полезных могут быть отнесены также возможные позитивные социальные и экономические последствия, которые станут возможными благодаря действенности правового воспитания. Такими последствиями могут быть сокращение правонарушений, нарушений правил техники безопасности на производстве, повышение социально-правовой активности граждан и т.п. Подобные изменения носят преимущественно качественный характер, их трудно бывает увязать непосредственно с правовым воспитанием, поскольку материализация последствий правовоспитательной деятельности происходит не сразу, а по истечении определенного периода времени, продолжительность которого бывает различной и неопределенной. Поэтому в таком случае удобнее употреблять термин «полезность», подразумевая, что в достижении позитивных результатов есть определенный вклад и правового воспитания.

Идеологическая ценность правового воспитания состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой социально необходимый, обусловленный объективными закономерностями построения общества идеологический процесс, преобразующий вместе с другими направлениями воспитания сознание и психологию человека, формирующий тип личности новой формации[17].

Ценность правового воспитания в этом смысле обусловлена его способностью принести значительную пользу обществу в решении таких задач общегосударственной важности как формирование у членов общества правового мировоззрения, развитие демократии, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

Обоснованность и целесообразность – это те условия и требования, осуществление которых необходимо для объединения усилий субъектов правового воспитания и для мобилизации их на достижение высоких результатов. Согласно этому критерию рассматриваются соотношение между целями и содержанием правовоспитательной деятельности. В данной плоскости правовой воспитание тем эффективнее, чем обоснованней и целесообразней его содержание.

Целесообразность правового воспитания можно рассматривать и как одно из его положительных свойств, которое приводит к результату, задуманному как цель в широком смысле слова. Специфичность проявления целесообразности в том, что оно устраняет неправильные, устаревшие, изжившие себя представления о праве, о законе и формирует качественно новый, более прогрессивный тип правосознания граждан, развивает их социально-правовую активность, обеспечивает мотивацию правомерного поведения людей.

Всякая правовоспитательная деятельность, соответствующая достигаемым целям, отвечающая условиям данного момента, основным направлениям общественного развития, является целесообразной о обоснованной.

С учетом этого, можно сделать вывод о том, что к эффективности тесно примыкают, соприкасаются с ней или ответвляются от нее целый ряд иных понятий, социально-правовых свойств и явлений, которые придают правовому воспитанию дополнительные «силы». Изучение их помогает более глубоко проникнуть в содержание самой эффективности, правильно понять ее теоретико-методологическую сущность.

Таким образом, понятие эффективности правового воспитания можно представить двумя определениями: в узком и широком смысле.

Эффективность правового воспитания в узком, или «целевом» смысле определяется отношением между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными целями, ради которых эта деятельность предпринята.

В широком, или качественно-целевом, смысле эффективность правового воспитания – это: а) способность правовоспитательной деятельности реально в оптимальные сроки с наименьшими издержками давать социально полезный результат; б) прогрессирующий успех, важное достижение органов государственной власти, общественных организаций, трудовых, учебных коллективов, средств массово информации в деле формирования у населения глубоких и устойчивых знаний и представлений о праве, убеждений, мотивов и установок, отвечающих требованиям современного правового развития общества, привития гражданам высокой правовой культуры, навыков и привычек активного, социально-полезного поведения, соответствующего нормам действующего права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: