Г. Хофстеде сформулировал четыре факторные модели ценностей: индивидуализм — коллективизм; большая — малая дистанции власти; сильное — слабое стремление избежать неопределенности; мужественность — женственность. На основе различного сочетания этих моделей можно составить «культурные карты» разных стран и выявить, какие черты сочетаемы, а какие принципиально различны. При этом нет необходимости заставлять членов организаций пересматривать свои ценностные установки, если в них превалируют национальные особенности. Исследования показали, что по дистанции власти Франция близка Израилю, а по уровню индивидуализма похожа на Швецию. Основу этой типологии составляют ценностные ориентации и верования, характерные для тех или иных государственных образований, которые напрямую связаны с господством отдельных религий. Культуру на предприятиях США связывают с протестантской этикой, Японии — с буддистской, стран Арабского Востока — с мусульманской и т. д.
Кроме того, интересна типология, предложенная С. Иошимури, который считал, что тип организационной культуры во многом зависит от национально-государственного и этнического фактора. Он представил сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов. Этот анализ основан на сопоставлении буддистских и христианских ценностей, носителями которых выступают члены организации. С. Иошимури сопоставляет культуры по следующим параметрам:
|
|
- мировоззрение;
- отношение к природе и судьбе;
- формы поведения;
- характер социальных отношений
Таблица. Сравнение японского и европейского менталитетов
Критерий сравнения
Японцы
Европейцы
Мировосприятие
Монизм, интуиция
Дуализм, логика
Отношение к природе
Идентификация, покорность судьбе, согласие, стойкость
Доминирование, вызов, ориентация на прогресс, преодоление
Формы поведения
Группа, ситуация, установка личности
Индивид, научные принципы, интеллектуальные или функциональные способности