1) принимаются только высшими представительными органами гос. власти - Федеральным Собранием РФ или парламентами субъектов РФ, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ и регламентом соответствующего парламента.
2) регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
3) обладают высшей юридической силой: любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
4) имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами. Основными реквизитами законодательного акта являются:
название органа, принявшего закон;
название закона;
номер и дата принятия закона;
преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
нормативно-правовое содержание закона;
указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;
|
|
подпись соответствующего должностного лица (для законов РФ - Президента РФ).
Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер.
Законы регулируют только важнейшие, основополагающие общественные отношения. Однако в обществе постоянно возникает множество других отношений, которые также нуждаются в правовой регламентации. Да и сами законы носят наиболее общий характер, требуют своего развития и конкретизации. Этими обстоятельствами обусловлена потребность в издании другого вида нормативно-правовых актов - подзаконных,
Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Обладают меньшей юридической силой, чем законы. Во главе системы подзаконных актов РФ стоят указы Президента РФ. Президент РФ является главой российского государства, однако и он, как гражданин и как должностное лицо, обязан соблюдать Конституцию и законы РФ. Указам Президента РФ не должны противоречить постановления Правительства России, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти. Наряду с перечисленными выше существуют и подзаконные акты, издаваемые внутри отдельных организаций.