Хорошим примером структурированных интервью, определяемых содержанием должности и сосредоточенных на поведении кандидата, являются несколько упомянутых ниже. Прежде всего это метод ситуативных собеседований (SI,от англ. situational interview). Он разработан Гэри Лэтамом и его коллегами (в частности, в работе Лэтама и Саари, Latham and Saari, 1984). Затем следуют формализованное (моделирующее) собеседование с целью определения нонедения^ЙЩ patterned behaviour description interviews) — автором этого подхода является Том Яиц (см., например, Janz, 19S9a), — а также метод разнонаправленного собеседования (MMI, multimoda! interviewing), разработанный Хайнцем Шулером (Schuier and Funke, 1989). Разнонаправленное собеседование сочетает в себе достоинства ситуативных и поведенческих собеседовании, но при этом уделяется внимание и другим важным характеристикам.
Хотя между этими методами существует определенное сходство, основное внимание при каждом подходе сосредоточено на разных явлениях (сравнение можно увидеть в табл. 6.1). Например, ситуативные собеседования сосредоточиваются на способности кандидатов представить, каким будет их поведение в данной ситуации. В основе этого типа собеседований лежит теория целевых установок (Locke and Latham, 1990) и убеждение, что намерения или цели человека являются прямым предварительным показателем его поведения. Подход PBDI, напротив, базируется на эмпирическом трюизме, состоящем в том, что прошлое поведение может предсказывать будущее поведение. Кандидатам дается описание ситуации, и их просят пояснить, как они действовали в прошлом в такой или подобной ситуации. По сути, основное отличие между расстановкой акцентов в ситуативном собеседовании и.pbdi можно сформулировать так: в первом случае спрашивают: «Что бы вы сделали, ЕСЛИ...», а во втором — «Что вы делали, КОГДА...» Например, при проведении ситуативного собеседования кандидата могут спросить: «Что бы вы сделали, если бы ваш супруг (супруга) был(а) в отъезде, а ваш ребенок заболел за пару часов до того.момента, как вы должны начать работу?», тогда как на собеседовании типа PBDI вопрос может звучать так: «Расскажите о самом недавнем случае, когда вы не смогли выйти на работу и должны были остаться дома. По какой причине это произошло?» При проведении разнонаправленного собеседования внимание уделяется и прошлому и будущему, поскольку задаются и ситуативные и биографические вопросы, при этом также обеспечивается возможность оценить различные психологические конструкты, например социальную компетентность кандидата или мотивацию достижения.
|
|
Примечательно то, что все три подхода сосредоточиваются на примерах повеления, определяемых на основе анализа профессиональной деятельности, а не на установочных или личностных переменных. Тем не менее сосредоточенность вопросов на поведении в прошлом на
Таблица 6.1