Разработка тестов на обучаемость представляет собой достаточна простую последовательность трудоемких процедур. Поведенческие; элементы теста определяются на основе анализа профессиональной деятельности (см. главу 3). При этом, однако, уделяется особое внимание ошибкам, обычно допускаемым в процессе обучения и при выполнении работы. Необходимо дать подробное описание этих ошибок. Требуется выявить и конкретные аспекты поведения, на основе которых хорошее выполнение работы можно отличить от плохого. Эти аспекты должны дополнительно уточняться с участием инструкторов и контролеров с целью устранить всякое неверное понимание. Чем более возможно отличить хорошее выполнение работы от плохого на основе поведенческих аспектов, тем более вероятно, что валидность теста будет высокой. Конкретные контрольные пункты формулируются в отрицательных выражениях, и на их основе составляется контрольный перечень возможных ошибок, как можно более точно отражающий содержание работы и при этом определяющий различные уровни сложности. Последовательность ошибок в контрольном перечне должна соответствовать тому порядку, в котором они могут возникать при выполнении задания. Также следует охарактеризовать всё ошибки, которые могут обнаруживаться в готовой продукции (если дело касается производства). Создается также система общей оценки обучаемых. Это может быть простая пятибалльная шкала, где лучшая оценка — «отлично», а худшая — «непригоден для обучения». Каждый пункт шкалы должен сопровождаться описательной оценкой (например, оценка С: «стажер вполне способен осуществлять простую работу; можно полагать, что сможет хорошо освоить несложные задачи»). На заключительном этапе разработки тестов на обучаемость создается подробное описание процесса обучения, которому будут следовать инструкторы. Для того чтобы обеспечить стандартную подготовку каждого кандидата, описание следует формулировать простым, понятным языком, исключающим разночтения, при этом в тексте должна приводиться вся информация, необходимая кандидату для выполнения задания. С точки зрения инструктирования желательно, чтобы это описание соответствовало стилю и методам обучения, применяющимся в данной организации.
|
|