Информационно-психологическая агрессия – действия, направленные на нанесение противнику конкретного, осязаемого ущерба в отдельных областях его деятельности.
Признаки информационно-психологической агрессии:
ограниченное и локальное по своим масштабам применение силы;
контролируемое, дозированное нанесение ущерба;
исключение из средств информационно-психологического воздействия наиболее опасных видов, не позволяющих надежно контролировать размеры наносимого ущерба – информационного оружия;
ограничение размеров пространства, числа объектов информационной инфраструктуры и социальных групп, подвергающихся поражению информационно-психологическим воздействием (агрессия затрагивает не все информационно-психологическое пространство государства-жертвы, а только его часть), ограничение по целям (преследует локальные, частные цели) и времени (как правило, агрессия прекращается после полного достижения агрессором всех поставленных конкретных целей и редко принимает затяжной характер), а также по привлекаемым силам и средствам;
|
|
естественная релаксация эффекта от агрессивного информационно-психологического воздействия после прекращения активности источника агрессии.
Источником информационно-психологической агрессии может стать деятельность следующих субъектов информационно-психологических отношений.
1. Органы государственной власти и управления иностранных государств, их союзов и коалиций, в том числе – специальные службы и подразделения национальных вооруженных сил.
2. Транснациональные корпорации.
3. Организации террористической, националистической, экстремистской и радикальной религиозной направленности.
4. Региональные элиты, стремящиеся к большей самостоятельности и независимости своей деятельности относительно позиции центральных органов власти.
5. Структуры организованной преступности.
Источники информационно-психологической агрессии (ИПА) могут различаться по следующим признакам.
1. По характеру агрессии источники ИПА могут делиться на источники информационно-технической агрессии, источники информационно-психологической агрессии и смешанные.
2. По характеру угроз источники ИПА могут разделяться на угрожающие жизненно важным интересам государства, общества, личности.
3. По положению в информационно-психологическом пространстве государства-жертвы агрессии источники ИПА могут делиться на внешние (реализуемые иностранными государствами, иностранными, транснациональными корпорациями и общественными организациями, иностранными террористическими, экстремистскими, радикальными политическими организациями, международными преступными группировками) и внутренние (реализуемые деструктивными силами внутри гражданского общества).
|
|
4. По интенсивности источники ИПА могут делиться на активные, неактивные, с переменной активностью и существующие в латентной фазе (потенциально активные и опасные, но еще не активированные).
5. По масштабам ИПА источники могут делиться на локальные (мощности которых хватает только на агрессию в масштабах отдельных территориальных частей государства или в отношении отдельных объектов государства), источники ИПА регионального уровня (когда мощности источника достаточно, чтобы избрать объектом агрессии государство, группу государств или отдельный регион) и источники ИПА глобального уровня (когда ИПА направлена против всего информационного общества в целом).
6. По способам реализации агрессии источники ИПА могут делиться на особо опасные (информационно-психологическая война), опасные в данный локальный период времени (информационно-психологическая конфронтация) или опасные в течение длительного времени (скрытое управление информационно-психологическими отношениями и процессами, информационно-психологическая экспансия).
7. По направлению вектора агрессии источники ИПА могут делиться на внешне направленные (направленные на объекты вне того гражданского общества, в состав которого они входят) и внутренне направленные (направленные на объекты гражданского общества).
8. По ущербу, наносимому источником ИПА своей деятельностью, можно разделить на источники, ущерб от активности которых в принципе локализуем и может быть ликвидирован в течение короткого времени, и на источники, деятельность которых приводит к длительным негативным последствиям, не только не самоустраняющимся с течением времени, но и, нередко, прогрессирующим и становящимся все более опасными (например, увеличивающееся значительное информационное отставание государств, утративших право реализовывать собственную информационную политику в информационно-психологическом пространстве).
9. По качественным характеристикам пространства, в отношении которого ведется противоборство между геополитическими субъектами, источники ИПА могут делиться на источники агрессии, направленной на ключевые пространства (географические точки) или второстепенные.
10. По характеру последствий, наступивших в результате деятельности источников ИПА, можно разделить источники агрессии, ориентированные на возникновение нового геополитического субъекта в информационно-психологическом пространстве, ориентированные на исчезновение геополитического субъекта, ослабление или усиление геополитического субъекта, а также на создание стабильных или нестабильных (малопредсказуемых) последствий.
11. По глубине и масштабам установления контроля или его потери за пространством со стороны противоборствующих субъектов источники ИПА можно разделить на обеспечивающие (поддерживающие) превосходство одной стороны над другой или баланс сил.
12. По внешним поводам, вызвавшим ИПА в отношении геополитических субъектов, можно выделить источники, почвой возникновения и активности для которых являются противоречия: политические, экономические, этнические, конфессиональные, идеологические, демографические и др.
13. По преимущественным способам ведения ИПА источники ИПА можно разделить на конспиративные (тайные) и действующие открыто (официально).
14. По времени действия источники ИПА можно разделить на постоянно действующие и временные, созданные под решение одной конкретной задачи.
15. По геополитической мощи источники ИПА можно разделить на источники агрессии со стороны:
|
|
постоянных и временных межгосударственных союзов, альянсов и коалиций;
систем органов власти отдельных государств;
отдельных органов и структур власти государств;
транснациональных корпораций;
международных преступных, террористических, экстремистских и радикально настроенных группировок;
деструктивных сил внутри гражданского общества – радикальных националистических, сепаратистских и других экстремистских группировок и организаций.