Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВПО «ГКА им. Маймонида». – М.: Изд-во «Человек», 2012

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.

12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.

Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.

14. Методическое пособие по общей психологии. Под общей редакцией Е.С. Романовой. – М.: СГУ, 2006.

15. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х частях. – М.: Владос, 2003.

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3-х кн. - 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии.

Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2-ой. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.

18. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.

19. Общая психология. Энциклопедический словарь. Под ред. Петровского А.В. – СПб.: Речь, 2005.

20. Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

21. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под. Ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

22. Психология для гуманитарных вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер, 2006.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013.

Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999.

Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии // Системная психология и социология, том 1, № 1, 2010.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в № 1 за 2010 г.) // Системная психология и социология, том 1, № 2, 2010.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системные основания психологии (продолжение, начало в №№ 1-2 за 2010 г.) // Системная психология и социология, том 1, № 3, 2011.

Рыжов Б.Н. Теория и метод системной психологии. Системорегуляция и состояния управляемой системы // Системная психология и социология, том 3, № 11, 2014.

Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

31. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Перевод с грузинского. – М.: Смысл, 2004.

32. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

33. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М.: Академия, 2014.

Энциклопедия истории психологии / Кезина Л.П., Рябов В.В., Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Хисамбеев Ш.Р. Тома №№ 1-5. – М.: Центр «Школьная книга»; АО «Московские учебники», 2001-2014 г.г.

Раздел № 2. Тема № 2. «Психический познавательный

процесс ″Ощущение″»

«Ощущение» в качестве простейшего психического познавательного процесса (ППП). Филогенетическое происхождение «ощущения», понимаемое в качестве связи данного психического процесса с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения биологических потребностей. Понятия «орган чувств», «анализатор», «проводящий нервный путь», «рецептор». Утверждение того, что благодаря органам чувств человек получает разнообразную информацию о внешней, окружающей его среде и о внутренней среде организма.

Отдельные свойства предметов и явлений действительности в качестве раздражителей, воздействующих на наши органы чувств. Раздражение как процесс воздействия раздражителей на органы чувств. Нервная раздражимость как «материальное» условие «регистрации», «фиксации» раздражения. Раздражение в качестве катализатора нервного возбуждения возникающего в нервной ткани (нервных клетках). Преобразование рецепторами органов чувств физических воздействий окружающей среды в нервные импульсы (нервный процесс). Возникновение «ощущения» как реакции нервной системы на тот или иной раздражитель.

Ощущения в качестве самых простейших из всех психических явлений. Ощущение как первичная форма познания. Ощущения в качестве первоначального источника всех наших знаний о мире и внутренней среде организма. Ощущение как первичный (базовый) ППП. Условность выделения ощущения в самостоятельный познавательный процесс. Взаимосвязь ощущения с другими психическими познавательными процессами. Особая взаимозависимость ППП «Ощущение» и ППП «Восприятие».

Комплексное определение «Ощущения» как психического познавательного процесса (ППП). Разнообразные ощущения как осознаваемый, субъективно присутствующий в сознании человека, или, в подавляющем большинстве случаев, неосознаваемый, но прямо действующий на поведение человека, продукт переработки центральной нервной системой (ЦНС) воздействия раздражителей, стимулов, действующих во внешней среде и/или во внутренней среде организма. Ощущение в качестве реакции организма, возникающей в ответ на воздействие отдельных свойств предметов объективного мира, - при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение как отреагирование (ответная реакция) индивидом отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств.

«Схема» (структура) органа чувств по Павлову И.П. и Сеченову И.М. Орган чувств = рецептор + проводящий нервный путь (ПНП) + анализатор (центр в головном мозге [38]). Орган(ы) чувств как «физический носитель» ППП «Ощущение». Анатомическое строение органа чувств. Функционирование органа чувств. Рефлекторное кольцо (рефлекторная дуга) как механизм проявления ощущения в «работе» органа чувств.

Научные мнения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о том, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными нервными связями периферические и центральные отделы каждого органа чувств. Соотнесение (в общем смысле), понятия и явления ощущения с первой сигнальной системой.[39] Научные взгляды И.П. Павлова, И.М. Сеченова и В.М. Бехтерева на жизненную роль ощущений, по их мнению в целом состоящую в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как до генерального органа управления нервной деятельностью, сведения о состоянии внутренней среды организма и внешней среды, о наличии в ней биологически значимых факторов. Ощущение как целостный рефлекс (безусловный или условный). «Алгоритм» («схема») протекания ППП «Ощущение» по И.П. Павлову.

Теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда о процессе возникновения и течения ППП «Ощущение». Концепция Э. Титченера о функционировании ощущения.

Классификация ощущений. Классы ППП «Ощущение»: экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. Подклассы эксрерорецептивных ощущений: дистантные и контактные ощущения. Виды экстерорецептивных ощущений согласно пяти основным органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные (дистантные); тактильные (ощущения прикосновения) и вкусовые (контактные). Модальности ППП «Ощущение»: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Свойства ППП «Ощущение»: синестезия, сенсибилизация, адаптация, качество, пространственная локализация, интенсивность, длительность. «Пороги» ППП «Ощущение»: максимальный (верхний абсолютный порог), минимальный (нижний абсолютный порог), относительный порог (оперативный порог или порог различия).

Законы психофизики (психофизические закономерности функционирования органов чувств). Закон Бугера-Вебера. Закон Вебера-Фехнера (основной психофизический закон). Закон Стивенса.

ПСИХОФИЗИКА (законы психофизики) по Рыжову Б.Н.
автор, год и место опубликования закона вид закона
Э.Вебер, 1834 г. Лейпциг; Г. Фехнер, 1851 г. Лейпциг dS – изменение ощущения; с – постоянная модальности; dR – изменение раздражения, впервые вызывающее новое ощущение; R – величина раздражения
Г. Фехнер, 1860 г. Лейпциг S – величина ощущения; С – постоянная интегрирования

Согласно Б. Н. Рыжову, можно дать интерпретацию психофизическому закону Вебера–Фехнера о соотношении интенсивности ощущения и вызывающего его раздражения:

По мнению Б.Н. Рыжова, применительно к закону Вебера–Фехнера, С1 и С2 являются сравниваемыми интенсивностями раздражителя, которые дают минимальное ощущение их различия – DS.

Исходя из положений Б.Н. Рыжова, Сmax, в данном случае, соответствует максимальной из действующих интенсивностей. По Б.Н. Рыжову, системологическая интерпретация этого главного психофизического закона заключается в том, что мы реагируем на организованность, упорядоченность действующего стимула – обстоятельство, на которое указывали еще гештальтпсихологи, выдвинувшие понятие закона прегнантности или «закона хорошей формы».

Наряду с указанным выше, в контексте «работы» ППП «Ощущение» «в связке» с ППП «Восприятие», Рыжов Б.Н. выделяет диапазон восприятия поступающих сигналов. Однако, выявляет Б.Н. Рыжов, по-видимому, существует континуум данных диапазонов, переходящих один в другой.

Именно смена этих диапазонов, по мнению Б.Н. Рыжова, обеспечивает выполнение закона Вебера-Фехнера. В эксперименте, рассказывает Б.Н. Рыжов, проводившемся в первой половине девятнадцатого века, Эрнст Вебер (1796-1878) обнаружил, что если испытуемому предлагали взвесить в ладони мешочек с дробью, массою в 1 кг., то для того, чтобы испытуемый впервые ощутил новый вес, в этот мешочек следовало добавить 18 гр. дроби. Но при первоначальном весе мешочка в 2 кг., для получения нового ощущения уже требовалось добавочная масса в 36 гр.

Системная интерпретация этого известного феномена состоит в том, полагает Б.Н. Рыжов, что после первого взвешивания на ладони груза в 1 кг. происходит преднастройка восприятия, концентрирующая внимание испытуемого на тактильных ощущениях, возникающих при разности давлений на поверхность ладони при отсутствии груза и при грузе именно в 1 кг. Это и определяет, по взгляду Б.Н. Рыжова, диапазон чувствительности (Сmax – Сmin), который в данном случае составляет (1 – 0) кг.

При увеличении исходного груза в два раза, заявляет Б.Н. Рыжов, соответственно и преднастройка восприятия тяжести сконцентрирует внимание испытуемого во вдвое большем диапазоне, т.е. разность (Сmax – Сmin) составит (2 – 0) кг. Ощущения различия, согласно Рыжову Б.Н., возникают в результате возникновения напряжённости состояния воздействующих систем. Разность Сmax – Сmin является знаменателем формулы напряжённости, – заявляет Б.Н. Рыжов. Поэтому, полагает он, одинаковая напряжённость состояния взвешиваемых систем, обеспечивающая различительный порог в том и другом случаях, будет лишь тогда, когда числитель формулы (С2 – С1) при исходном весе груза 2 кг. будет в два раза больше, чем при исходном весе груза в 1 кг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: