Внимание и восприятие – преднастройка и идентификация психического элемента, согласно Борису Николаевичу Рыжову

Проблема внимания представляется в настоящее время также достаточно далекой от окончательного решения, считает Б.Н. Рыжов. Ряд исследователей считает нецелесообразным выделение внимания в самостоятельный психологический процесс, поскольку внимание в той или иной мере присутствует при любом психическом процессе, [40]. – пишет Рыжов Б.Н. В то же время виды и свойства внимания описаны достаточно хорошо, полагает автор. Существует развитая практика контроля различных характеристик внимания при психологическом сопровождении целого ряда профессий, – заявляет исследователь. Созданы оригинальные концепции внимания, утверждает психолог-учёный.

Чем же представляется внимание с позиций системной психологии? Таким вопросом задаётся Б.Н. Рыжов как методолог системного подхода. Главная системная характеристика психологической функции внимания состоит в выборе диапазона чувствительности того или иного анализатора, – полагает учёный-психолог. Благодаря этой функции осуществляется преднастройка организма к адекватному восприятию поступающих сигналов, учитывающая ожидаемый уровень этих сигналов, – утверждает исследователь-психолог.

Собственно внимание к какому-либо объекту означает, прежде всего, понижение порогов чувствительности к раздражителям, идущим от этого объекта, а также локализацию места и времени возникновения раздражителей, поскольку эффективно воспринимать низкоуровневые сигналы (в том числе находящиеся вблизи абсолютных порогов чувствительности) можно лишь при условии соответствующей ориентации органов чувств, обеспечивающих наилучшее поступление идущих от объекта раздражителей, – пишет Рыжов Б.Н. [41]

Желая сосредоточить внимание на предмете, мы поворачиваемся лицом к нему, подчёркивает психолог-исследователь. Напротив, если мы не заинтересованы в предмете, мы пытаемся рассеивать внимание (сознательно загрубляя пороги ощущения) или же сосредоточивать внимание на каком-либо другом объекте (в данном случае добиваясь эффекта непроизвольного загрубления порогов чувствительности по отношению к нежелательному объекту), – исследователь-экспериментатор. Так, мы отворачиваемся от неприятного для нас зрелища, или, находясь в стоматологическом кресле, пытаемся сосредоточить внимание на облаках за окном, – замечает эмпирик-исследователь. В более острых ситуациях, чтобы преодолеть сильную боль, мы можем причинить себе менее сильную боль, концентрируя внимание на этих специально вызываемых ощущениях, – подмечает практик-психолог.

Итак, внимание – это сознательно или бессознательно устанавливаемый психической системой диапазон восприятия поступающих сигналов, – заявляет психолог-практик.

Можно выделить, по крайней мере, три вида таких диапазонов, утверждает автор: 1) уровень исключительного внимания; 2) рабочий уровень внимания, соответствующий длительному осуществлению каких-либо действий с объектом; 3) уровень рассеянного внимания, погруженность во внутренние переживания.

Однако, по-видимому, существует континуум этих диапазонов, переходящих один в другой, а при этом, именно смена этих диапазонов обеспечивает выполнение закона Вебера-Фехнера, – полагает учёный.

С другой стороны, даже единичное ощущение способно стать объектом восприятия, если мы направляем на него внимание, настраиваемся на него, и воспринимаем как отдельную данность; что происходит, например, когда мы прислушиваемся к едва заметному шороху в тишине, или пытаемся различить отблеск далёкого огня в ночной темноте, – подчёркивает исследователь.

Вопросы для самостоятельной работы студентов,

контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 4 раздела № II

1. Опишите внимание в качестве психического познавательного процесса.

2. Внимание как психическая парадигма сосредоточенности внутренней и внешней деятельности субъекта.

3. Внимание как основополагающий фактор осуществления субъектом целенаправленной психической деятельности.

4. Регулирование направленности и концентрация психической активности в качестве базовой функции внимания.

5. Определите внимание как ППП и внимательность как личностное качество.

6. Осветите свойства внимания.

7. Опишите произвольность как свойство внимания.

8. Опишите сосредоточенность как свойство внимания.

9. Опишите устойчивость как свойство внимания.

10. Опишите концентрацию как свойство внимания.

11. Опишите переключаемость как свойство внимания.

12. Опишите распределение как свойство внимания.

13. Опишите объём как свойство внимания.

14. Осветите связь объёма внимания, объёма кратковременной памяти и объёма восприятия.

15. Опишите избирательность как свойство внимания.

16. Опишите отвлечение как свойство внимания.

17. Опишите рассеянность как свойство внимания.

18. Расскажите о видах внимания.

19. Содержательно раскройте непроизвольное внимание как вид внимания. Какие факторы вызывают непроизвольное внимание?

20. Содержательно раскройте произвольное внимание как вид внимания.

21. Содержательно раскройте послепроизвольное внимание как вид внимания.

22. Каким образом виды внимания «наследуют» друг другу в процессе психического сосредоточения?

23. Осветите взаимосвязь внимания и других психических познавательных процессов в ходе осуществления субъектом психической познавательной деятельности.

24. Каковы психические закономерности взаимодействия внимания с восприятием, памятью, воображением, мышлением?

25. Объясните особую взаимозависимость внимания и речи.

26. Какова психическая взаимосвязь внимания и воли?

27. Расскажите о научной концепции В. Вундта об особенностях функционирования ППП «Внимание». Объясните «схему действия» внимания по В. Вундту.

28. Объясните научное мнение А.Н. Леонтьева о наблюдательности как о психическом проявлении внимания.

29. Каковы филогенетические предтечи, по А.Н. Леонтьеву, ориентировочной деятельности как сознательной психической направленности внимания?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: