Теория общества как теория «социального уровня», как совокупности социальных форм является специфической и оригинальной разработкой Г.Зиммеля, теоретическим ядром, давшим всей его социологической теории название «формальная социология».
Концепция общества как совокупности социальных форм складывается у Г.Зиммеля в результате анализа соотношения индивидуального и социального в процессе формирования и функционирования социального взаимодействия. Первые формулировки этой концепции представлены в работе «Социальная дифференциация. Социологические и социально-психологические исследования». Образцы исследования социальных форм представлены в работе «Социология. Очерки форм социации» (1908).
Г.Зиммель обращает внимание на то, что содержательный уровень индивида всегда превосходит содержательный уровень социального взаимодействия.
Цели, преследуемые коллективным духом, гораздо примитивнее и проще целей индивида. Примитивный характер таких социальных целей выражается не только в простоте их содержания, но и в том, что они более очевидны и формальны, и общность не нуждается для их достижения в сложных, обходных путях.
|
|
Формальный характер целей предполагает формальный характер их реализации при помощи постепенно складывающихся установлений, или институтов. Эти институты имеют объективный характер, они устойчивы и всеохватывающи; они обеспечивают всем одинаковую защиту и покровительство; целесообразны и призваны снимать столкновение, борьбу интересов; формируются благодаря слиянию множества субъективных интересов и представлений, которые взаимно корригируют односторонность друг друга, образуя таким образом объективное как некоторого рода концентрацию субъективного.
Об щество вполне можно рассматривать как совокупность формальных установлений. Он подчеркивает формальную природу социального взаимодействия и общества в целом. Социальные формы – это те целесообразные связи, которые связывают общество в пространстве и времени, являясь формальным посредником в совокупности взаимодействий. Социальные формы – это «сгустившиеся» социальные взаимодействия, стабильно существующие в пространстве и времени, «объективные образования», обладающие известной независимостью от отдельных участвующих в них личностей. Как таковые социальные формы должны: 1) быть целесообразными; 2) обеспечивать интенсивное взаимодействие; 3) быть типичными и 4) регулярными.
Благодаря этим качествам социальных форм общество представляет собой «объективное образование, которое обладает известной независимостью от отдельных участвующих в нем личностей». И в качестве «объективного образования» общество предстает как совокупность социальных форм.
|
|
Г.Зиммель не оставил какой-либо классификации социальных форм. Он, однако, сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, выделенных им из реальности как ее формы: господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т.д. Исследователи классифицируют формы социальной жизни и выделяют в них: 1) социальные процессы - постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом социального процесса как формы социальной жизни (обобществления) может служить мода.; 2) социальные типы - исследует такие социальные типы и характеры как циник, бедняк, аристократ, кокетка и т.д., выявляет их характерные противоречия; 3) модели развития - процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов.