1 Когда философия или интеллектуальное осознание вообще в высшей степени сосредоточивается на своем собственном источнике (то есть свидетельствующей субъективности, чистой самости), такая философия действительно может начать переходить в джняна-йогу, которая использует ум, чтобы трансцендировать ум. Глубоко, фундаментально и непрерывно изучая Свидетеля всего знания, этот особый тип философского исследования открывается для созерцательного осознания: сам ум затихает в необъятном пространстве изначального осознания, и философия уступает дорогу созерцанию.
Редкий философ использует ум, чтобы трансцендировать ум. Джняна-йога достаточно распространена на Востоке, но лишь изредка появляется на Западе, хотя, если это происходит, она, порой оказывает весьма глубокое (хотя и единичное) влияние. В «Поле, экологии, духовности» я назвал это «Западной Ведантой» и отметил нескольких ее практиков, включая Августина, Декарта, Фихте Шеллинга, Гегеля, Гуссерля, Сартра.
Таким образом, основу интегральной философии, как я ее мыслю, составляет прежде всего умственная деятельность координирования, разъяснения и концептуального обобщения всех разнообразных форм познания и бытия, так что даже если сама интегральная философия не рождает более высокие формы, она в полной мере признает их, и затем побуждает философствование открыться для практик и форм созерцания. Кроме того, интегральная философия, благодаря своей многосторонности, является мощной критической теорией — критической в отношении всех менее разносторонних подходов — в философии, психологии, религии, социальной теории и политике.
И, наконец, это теория, которая неотделима от праксиса на всех уровнях, во всех секторах.
Глава 4. Интегральная теория искусства и литературы: Часть 1
1 Набросок к теории интегральной семиотики см. в примечании 12 к главе 5.
2 Цитируется в Passmore, Serious art, стр. 16.
3 Цитируется там же.
4 G. Bataille, Visions of Excess, стр. 174.
5 Там же, стр. 174.
6 Цитируется там же, стр. Xi.
7 J. Culler, On Deconstruction, стр. 215. Курсив мой.
8 Там же, стр. 123. Курсив мой.
9 J. Habermas, The Philosophical Discourse of Modernity, стр. 197.
10 Wimsatt and Beardsley, The Intentional Fallacy, in W.K. Wimsatt, 1966.
11 Passmore, Serious Art, стр. 34.