Метод беседы или опроса – это весьма распространённый метод в психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных фактах (мнениях, настроениях, мотивах, переживаниях, отношениях и т.д.) со слов опрашиваемых.
Среди многочисленных видов беседы и опроса наибольшее распространение имеют два основных вида.
Первый: опрос «лицом к лицу» – откровенная беседа, очный опрос, проводимый исследователем с опрашиваемым (респондентом) в форме вопросов-ответов и в виде кратких «целевых» пояснений респондента.
Второй: заочный опрос – определённое анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения самими респондентами опросника (анкеты).
Область применения опроса в психологии: на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; как основной метод сбора эмпирической информации.
|
|
Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить смысловую конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса, направленные на обеспечение надёжности и достоверности информации: определение представительности выборки и мотивации участия в опросе; конструирование вопросов и композиции вопросника; проведение опроса согласно значению темы для опрашиваемого.
Интервью, его виды (свободное, стандартизированное; диагностическое, клиническое).
Интервью.
Основные виды интервью – стандартизированное и нестандартизированное интервью.
Стандартизированное интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определённых заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения.
Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом интервью, формулируя частные вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.
Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения интервью, что требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовывать его в искреннем разговоре. Интервьюер должен уметь «активно» слушать, владеть навыками постановки и регистрации ответов, преодоления «сопротивления» интервьюируемого.
Принято выделять ключевые фазы интервью: установление контакта, основная фаза и завершение интервью.
|
|
Критерии эффективности интервью: полнота (широта) – оно должно позволить интервьюируемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) – в нём должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) – оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст – интервью призвано выявить характеристики личности интервьюируемого и параметры его жизненного опыта.
Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с опросом или анкетой. Однако явным недостатком интервью является трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на интервьюируемого, которое может приводить к субъективному искажению получаемой информации.