Этические принципы деятельности психолога-диагноста

Основополагающими для всей профессиональной этики (для всех норм деятельности) являются: принцип конфиденциальности (анонимности); принцип «не навреди» (принцип, аналогичный по смыслу и значению соответствующему медицинскому принципу).

Этический кодекс психолога-диагноста и его «опредмечивание» за рубежом, – в Европе и США (1963, 1965, 1972 г.г. и т.д.).

Этический кодекс деятельности психолога-диагноста однозначно предписывает не использовать отношений влияния и доверия в общении с клиентом в целях удовлетворения собственных личных желаний (получения психодиагностом своей какой-либо узколичной выгоды).

Здесь нужно комплексно рассматривать профессиональные и этические принципы психологической диагностики как вида профессиональной деятельности.

Во многих специальностях и во многих профессиях имеют место свои, определённые, «исторически» выработанные, «ремесленные», «цеховые» принципы и требования, реализация которых является обязательной для всех квалифицированных специалистов в рамках этой профессии (данной специальности).

Так и в психологической диагностике существуют определённые этические принципы деятельности, следование которым не только обеспечивает этичность (этику, этический кодекс) профессиональной психодиагностической деятельности, но и является гарантированным залогом успешности и позитивной пролонгированности (устойчивости результатов) психодиагностической деятельности, понимаемой в качестве профессии.

Базовыми этическими и деятельностными компетентностными принципами психологической диагностики (принципами работы психолога-диагноста) являются следующие, практически непреложные по смыслу и значению, профессиональные положения:

1. Действовать лишь в пределах своей профессиональной компетенции.

2. Принцип экологии (не наносить клиенту какого-либо, даже малейшего, психологического вреда).

3. Ни в коем случае не эксплуатировать отношений психологической зависимости, иногда возникающих в ходе психодиагностической работы.

4. Доброжелательное и «безоценочное» отношение психолога-диагноста к клиенту.

5. Анонимность и конфиденциальность процесса и результата психологической диагностики.

6. Разграничение профессиональных и личностных отношений с клиентом.

7. «Включённость» клиента в непосредственный процесс диагностики.

8. Активное и, безусловно, позитивное взаимодействие психолога-диагноста и клиента.

9. Профессиональная «обезличенность» и «безэмоциональность» хода (процесса) психологической диагностики со стороны психолога-диагноста.

10. Несомненная профессиональная вовлечённость психолога в процесс диагностики.

11. Построение профессионально обусловленного «целевого» общения психолога-диагноста и клиента.

12. Запрет на то, чтобы впрямую «давать советы». Ни в коем случае нельзя таким образом (в форме однозначных рекомендаций) «решать за клиента».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: