Процедура работы и обработка результатов

Лист бумаги лучше всего брать для работы белый или слегка кремовый, не глянцевый. Карандаш (простой карандаш) нужен средней мягкости, цветным карандашом, ручкой и фломастером рисовать не следует.

Выполняется рисунок в соответствии со следующей инструкцией: «Придумайте (вообразите) и нарисуйте несуществующее (фантастическое) животное и назовите его несуществующим (выдуманным) именем». Обработка и интерпретация рисунка осуществляются в соответствии со следующими ниже показателями и общей, типологической интерпретацией.

В норме рисунок расположен на средней линии стандартного вертикально поставленного листа бумаги формата А 4.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и субъективной недостаточностью признания со стороны окружающих; это тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части листа – определённая неуверенность в себе, низкая самооценка, некоторая подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Рисунок слева – устремленность в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности. Справа, вверху – устремленность в будущее, положительные эмоции, высокая активность.

Отметим, что всё это весьма условно, то есть итоговые выводы обязательно должны производиться по всей совокупности элементов рисунка.

Далее, в первую очередь осуществляется анализ центральной смысловой части фигуры (голова или заменяющая её деталь).

Затем производиться анализ несущей, опорной части «фигуры» (ноги, лапы, иногда – постамент).

Анализу подвергаются части, поднимающиеся над уровнем фигуры, (они могут быть функциональными и могут быть украшающими).

Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), наличию/отсутствию прорисовки и затемнения линии контура и пр.

Тематические животные делятся на т.н. угрожаемых (типа: бабочки, голубки, зайчики и т.п.), т.н. угрожающих (типа: бык, лев, бегемот и т.п.), и т.н. нейтральных (типа: белки, кошки, кенгуру и т.п.).

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (исключение – медведь), и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, похожесть лап на руки или ноги, – свидетельствует о социальном инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного).

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов на рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – острые когти, разящие клювы, длинные зубы, зазубренные иглы и т.п.

Полученная интерпретация, также как и в предыдущем задании, соотносится, в первую очередь, с типами по К.Г. Юнгу на основе качественного анализа с описанием этих типов. Во вторую очередь, полученная итоговая интерпретация соотносится с портретом, созданным при выполнении методики Д. Кейрси и, в третью очередь, с портретом (автопортретом), созданным в рамках предыдущего задания. Процедура сравнения заканчивается противопоставлением/сравнением выявленных особенностей рисунка и выявленных особенностей личности обследуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: