Шаг 4. Оценка доказательств

Методов обучения индуктивному рассуждению существует множество, и некоторые из них достаточно сложны и требуют солидной подготовки в области философии научной методологии. Для клинической же практики существует более легкий метод, обеспечивающий подобные результаты. Он называется анализом графиков.

Терапевт и клиент ищут корреляции между двумя и более переменными, которые могут иметь отношение к симптомам клиента. Это сложный процесс. С любым симптомом может быть связано огромное множество факторов. Анализ графиков предоставляет способ изучить только те переменные, которые

|:утся многообещающими. Упражнение На чертежной бумаге постройте график двух переменных, орые могут быть важными для вас и вашего клиента. • Обсудите с клиентом отношения между переменными. Шаг 5. Решение и обязательства Упражнение Скажите клиенту, что решение о том, является ли В ис-Инньщ или ложным, он должен принять здесь и сейчас.

*• Если В истинно, то клиент должен.сделать что-либо, что-ы изменить ситуацию, или, если это невозможно, принять ее. 3- Если В ложно, пусть клиент возьмет на себя обязательст-Раоотать против него в мыслях и действиях, независимо от °> сколько это может занять времени.

• Пусть клиенты запишут решение и заключат контракт г°м, что они собираются сделать, чтобы изменить мысли.

Доказательством принятого обязательства становятся д» ствия.

5. Терапевт иногда оказывается в ситуации, когда клие убежден в истинности суждения, а он считает иначе. Если кд ' ент прошел все стадии процесса логического анализа, очень ва» но, чтобы терапевт поддержал его решение, даже если сам с ни не согласен. Клиент имеет право не работать над когницией и верить даже в то, что вы считаете иррациональным. Вы можете указать на результаты такого образа мыслей, отдаленные последствия, но принятие решения зависит от клиента. Акт принятия решения сам по себе психотерапевтичен, и клиенты позднее могут егоизменить, если оно иррационально.

Техника 8. Поиски уважительной причины Упражнение

Вероятно, наилучший метод пресечь эту ошибку — сказать клиенту, чтобы он признал человеческую склонность отыскивать уважительные причины и компенсировал это активными поисками неблаговидных причин. Можно сказать клиентам: «Идите и найдите самую неблаговидную причину своей убежденности и сопоставьте это с вашей лучшей уважительной причиной. Затем, когда обе причины будут у вас в голове, вам будет легче увидеть действительный источник ваших проблем».

Метод 9. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Несмотря на то что разные изменяющие восприятие техники сильно отличаются по своей методологии, все они отражают следующие общие положения.

1. Мозг выборочно отражает сенсорную и проприоцелтив-ную информацию.

2. Мозг формирует эти данные в паттерны.

3. Паттерны, сформированные мозгом, подвержены влиянию поступающей информации, но остаются отличными от яее-

4. В большинстве случаев эти паттерны заучиваются мозге* так же, как и любая другая информация. Тем не менее, некото рые паттерны являются инстинктивными, они запускают авто матические эмоциональные и поведенческие реакции.

- Несмотря на то что существует неопределенное число ожных паттернов, мозгом используются лишь некоторые 'Унифицированные схемы.

Раз сформировавшись, паттерны имеют тенденцию оста-ся неизменными до тех пор, пока они не забудутся. В у Большинство паттернов усваиваются от «значимых других» (семья, референтная группа, культура).

g t[eM чаще воспроизводится паттерн, тем жестче он становится, и тем труднее его удалить или заменить.

9. Паттерны легче формируются и дольше сохраняются в более молодом мозге.

10. Эмоциональные и поведенческие реакции запускаются скорее мозговыми паттернами, нежели отдельными стимулами, хотя именно эти стимулы ошибочно считаются единственным источником ответных реакций клиента.

11. При помощи классического и оперантного обусловливания эмоции и действия могут связываться в паттерны.

12. Внешние стимулы могут стать условными по отношению к паттернам. Позднее эти стимулы могут приобрести способность самостоятельно запускать паттерны.

13. Язык и образы — это способы описания паттернов, но паттерны возникают раньше лингвистических или визуальных репрезентаций.

14. Изменение репрезентативных описаний паттернов может изменить сам паттерн, но их отношения не относятся к типу «один к одному».

15. Паттерны обычно строятся не на логической основе, а на

эмоциональном опыте.

16. Если паттерн не завершен, мозг достраивает его автоматически.

17. Некоторые паттерны неизменяемы.

i0- ьсли паттерн не может быть проверен незамедлительно, в°зникает состояние паники.

19. Самый быстрый и законченный метод модификации не-

ивных эмоций и дезадаптивного поведения — изменение "Штернов, которые их вызывают.

*v. Паттерн — это способ организации мозгом сырых дан->1Х> которыми может быть все, что доступно мозгу: информа-

' поступающая от органов чувств, подкорковых зон мозга,

памяти или телесных ощущений.

Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: