Виды эмоционального психического реагирования: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Естественно, что все виды эмоционального реагирования построены на эмоциях и являются составной частью единого психического эмоционального процесса, протекающего в каждый момент времени в виде какого-либо эмоционального состояния.
Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения.
Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и так далее.
Н.Н. Ланге провёл сравнительный анализ характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений.
Ощущение | Эмоциональный тон ощущений |
Нейтрально, безразлично | Эмоционально окрашен: приятно/неприятно |
Зависит от строения периферического органа ощущения | Однороден, независим от строения органа ощущения |
Имеет объективный характер (сладкое для любого человека – сладкое) | Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно |
Является первичным и самостоятельным феноменом | Не возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, воспоминание, представление |
Становится отчётливее и яснее, когда на него обращают внимание | Присуща неясность и расплывчатость, а при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает |
Функции эмоционального тона ощущений.
|
|
Первая функция эмоционального тона ощущений – ориентировочная, которая состоит в сообщении организму о том, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно, или от него надо избавиться. Наличие эмоционального тона ощущений даёт организму возможность при встрече с незнакомым объектом сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов.
Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой – сообщать людям и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена, и тогда возникает положительный эмоциональный тон – удовольствие; или потребность не удовлетворена, и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие.
Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую, обычно, не обращают должного внимания и которая вытекает из второй функции, связана с необходимостью проявлять определённые виды поведения и формы деятельности до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат.
|
|
Эмоциональный тон впечатлений. Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности, общения, испытываемых эмоций.
Н.Н. Ланге писал о том, что в эмоциях есть особое элементарное чувство удовольствия и страдания, которое несводимо к органическим и кинестетическим ощущениям. Поэтому Н.Н. Ланге полагает, что целесообразно выделить еще один вид эмоционального тона – эмоциональный тон впечатлений. Если эмоциональный тон ощущений – это физическое удовольствие/неудовольствие, то эмоциональный тон впечатлений – эстетическое удовольствие/неудовольствие.
Важно подчеркнуть то, что, с точки зрения Н.Н. Ланге, эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это обстоятельство и даёт основание делить эмоции на положительные, связанные с удовольствием и отрицательные связанные с неудовольствием, то есть метить их знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений – это знак эмоции.
Комплексная роль эмоций в организме и психике, понимаемая в качестве органического и психического характера и степени участия эмоций в поведении животного и деятельности человека, – определяемых физиологическими и психическими функциями эмоций.
Филогенетическая суть роли, выполняемой эмоциями в организме и их физиологическое природное предназначение. Осуществление эмоциями первичной психической раздражимости как их основной психоорганической функции.
Нервная раздражимость (нервные реакции) в качестве «материальной базы» для эмоциональной раздражимости (психического реагирования). Психические эмоциональные и физиологические нервные реакции.
Роль положительных и отрицательных эмоций. Роль эмоций и чувств в целом, – положительные (стенические, активационные) и отрицательные (астенические, тензионные) характеристики и проявления эмоций и чувств.
Сложная физиопсихическая роль и психосоциальное деятельностное значение чувств человека. Психические комплексы переживаний-отношений человека, образуемые чувствами.
Физиологические и психические функции эмоций и чувств: сигнальная, регулятивная, выразительная, познавательная, коммуникативная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная, кумулятивная.
Контрольные (проверочные) вопросы и вопросы к семинару по теме № 6:
1. Расскажите о роли эмоций в организме и психике.
2. Как соотносятся между собой роль и функции эмоций и чувств?
3. Опишите филогенез и физиологию эмоций.
4. Психическая раздражимость как «генеральная» функция эмоций.
5. Соотношение нервной и эмоциональной раздражимости.
6. Объясните нервные и эмоциональные реакции.
7. Охарактеризуйте роль положительных и отрицательных эмоций.
8. Проанализируйте совместную роль эмоций и чувств для развития личности человека и их общее влияние на его деятельность.
9. Детально выявите физиопсихическую роль чувств.
10. Подробно проясните психосоциальное значение чувств человека и их воздействие на характер его деятельности.
11. Осветите разнообразные формы переживаний и отношений человека, образуемые его чувствами.
12. Содержательно раскройте физиопсихические функции эмоций.
13. Проанализируйте эмоциональный тон ощущений и эмоциональный тон впечатлений.
Рекомендуемая по теме № 6 базовая литература:
1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.
2. Донцов Д.А. Психология эмоций. – М.: СГА, 2007.
|
|
3. Донцова М.В. Психология личности. – Тула: ТГПУ, 2009.
4. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В, Турчан О.В. Общая психология: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВПО ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2012.
5. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.
7. Куликов Л.В. Психология настроения. – СПб.: СПбГУ, 1997.
8. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.
9. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.
10. Куликов Л.В. Эмоциональная устойчивость личности. – СПб.: СПбГУ, 2008.
11. Психические состояния: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.
12. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.
13. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Че-Ро, 2002.
14. Психология эмоций. Хрестоматия. Под. ред. Вилюнаса В.К. – СПб.: Питер, 2006.
15. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002.