1.Тема: Нервная и гуморальная регуляция работы сердца и сосудистого тонуса. Особенности у детей.
2. Цель: Формирование у студентов знаний об основных закономерностях процессов функционирования сердечно-сосудистой системы здорового человека, механизмов их регуляции для понимания важнейших принципов и путей компенсации функциональных расстройств работы сосудистой системы.
3. Задачи обучения: научить понимать физиологические процессы, регулирующие деятельность сердца и сосудов, понимать основные механизмы сердечно-сосудистой деятельности у детей, привить навыки функционального исследования работы сердца и сосудов (исследование сердечно-сосудистых рефлексов, расчет периферического сопротивления, определение МОК).
4. Основные вопросы темы:
1. Регуляция сердечной деятельности.
2. Внутрисердечные (интракардиальные) и внесердечные(экстракардиальные) нервные механизмы регуляции сердечной деятельности.
3. Гуморальная регуляция сердца.
4. Особенности регуляции у детей.
|
|
5. Регуляция кровообращения. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кровяного давления.
6. Гуморальная регуляция кровообращения.
7. Особенности регуляции у детей.
5. Методы обучения и преподавания: Выполнение практических работ, работа с таблицами и атласами (сердечные рефлексы, расчет периферического сопротивления), работа в малых группах и по парам. Обсуждение результатов исследования, оформление протоколов, решение ситуационных задач. Рубежный контроль.
Практическая работа № 1.
РЕФЛЕКСЫ СЕРДЦА.
Цель работы: Убедиться в том, что раздражение некоторых рецепторных зон рефлекторно влияет на деятельность сердца через центры симпатического или блуждающего нервов. Это влияние проявляется или в замедлении и ослаблении, или в ускорении и усилении сердечных сокращений.
Глазо-сердечный рефлекс Данини-Ашнера.
Методика: Работу проводить на человеке. Сосчитать по пульсу число сердечных сокращений в 1 минуту в положении сидя. Затем сосчитать пульс сразу после умеренного надавливания на глазные яблоки пальцами в течение 15-20 секунд, затем быстро отпустить пальцы. Сосчитать пульс через 5 минут после опыта. Зафиксировать характер изменения частоты сердечных сокращений. Опыт можно провести с регистрацией электрокардиограммы.