Словарь основных понятий

Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность (враждебность) - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Альтруизм - черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь другим людям.

Атрибуция каузальная - приписывание причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Аттракция - привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аутотренинг - комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Барьер психологический - внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений между ними.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Внушение - неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование окружающего мира и самого себя.

Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное усвоение и исполнение людьми установленных правил.

Доверие - отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности.

Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Замещение (сублимация) - один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически недостижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

Заражение - психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких либо эмоций, состояний и побуждений.

Защитные механизмы - совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Значение - содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Импульсивность - характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

Индивидуальность - своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инициатива - проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.

Инсайт (озарение, догадка) - неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Интеллект - совокупность умственных способностей человека.

Интеракция - взаимодействие.

Интроверсия - обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Климат социально-психологический - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Конфликт внутриличностный - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы (либо другого человека), проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией.

Лидер - член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

Малая группа - небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

Намерение - сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Напряженность - состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Морал ь – совокупность исторически сложившихся принципов, норм и правил поведения, с помощью которых общество регулирует взаимоотношения между людьми, обеспечивая согласование интересов личности, группы и общества.

Наказание – воздействие на человека (или группу), оказываемое как следствие допущенной им провинности и заключающееся в ограничении его возможностей.

Настроение - эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Нормы социальные - принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.

Пантомимика - система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Подражание - сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Прагматизм - учение, определяющее истинность моральной теории ее целесообразностью, работоспособностью, практическим результатом.

Психологическая совместимость людей - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация - расслабление.

Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Решительность - готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного и т.д.).

Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Симпатия - чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Сопереживание - испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество - стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать им помощь. Противоположно соперничеству.

Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Стресс - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Суггестия - внушение.

Схема мышления - система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.

Тест - стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психического качества.

Тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убежденность - уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Умение - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

Уровень притязаний - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности

Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Фанатизм - чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности.

Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Ценностные ориентации - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Честолюбие - стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Эгоцентризм - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Противоположна интроверсии.

Эмоции - элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Этика – наука о морали.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.


ЛИТЕРАТУРА

Авдеев В. В. Формирование команды. - 2 изд., пер. и доп. - М., 1999.

Айсмонтас Б.Б. Психология общения. М, 1996.

Аксельрод А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско. Урал, 1997.

Алексеева И.Ю., Сидоров А.В., Шклярик Е.Н. Компьютерная этика: история, проблемы, перспективы. М., 2008.

Андреев В.И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб, 2008.

Баева О.Е. Ораторское искусство и деловое общение. Учеб. пособие. -Мн.: 2000.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.

Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень, 2005.

Батаршев А.В, Психодиагностика способности к общению. М.: Владос, 1998.

Бенедиктова В. И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж

Беркли А.М. Забытое искусство слушать. СПб, 1997.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1998.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб, 1997.

Бойдел Т. Как улучшить управление организацией. М., 2000.

Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. 1999

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2006.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.

Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2001.

Браим И.Н. Культура делового общения. Учеб. пособие. - Мн.: 2006.

Браим И.Н. Этика делового общения. Мн., 1994.

Браун Д. Имидж - путь к успеху. - Спб., 1996.

Бринкман Р., Кершнер Р. Гений общения. СПб., 1997.

Булыгина А., Этика делового общения», Новосибирск, 1995.

Бэннет К. Деловой этикет и протокол: краткое руководство для профессионала. М., 2008.

Ваганова Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М, 1999.

Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.

Ведение переговоров и разрешение конфликтов. - М., 2006.

Ветров К.В. Культурно-нравственный аспект деятельности СМИ. М., 2005.

Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практическое пособие. – Мн.: Новое знание, 2000.

Вечер Л.С. Секреты делового общения. Мн., 1996.

Власова Н. И проснешься боссом... Справочник по психологии управления. -М, ИНФРА-М, 1994, т. 1-3.

Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» //Практикум по психологии менеджмента в профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2001

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. - М., ИНФРА-М.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., ИНФРА-М, 1997.

Гринберг Дж. Управление стрессом. - М.; СПб., 2002

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М., 2002.

Гутнер Г.Б. Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия. М., 2008.

Данкел Ж. Деловой этикет. - Р/на Д., Феникс, 1997.

Де Джордж Р.Т. Деловая этика. В 2 т. - СПб., М., 2001.

Джонсон К., Абрамов И. Деловая этика. Вашингтон, 2005.

Докучаев И.И. Введение в историю общения. Исторические типы общения. СПб., 2004.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

Журавлев И.А. Этика общения. М., 1999.

Зарецкая Е.Н. Деловое общение: учебник: В 2 т. М., 2008.

Йонас Г. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004.

Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2000.

Капто А.С. Профессиональная этика. М., Ростов-на-Дону, 2006.

Капшук О.Н. Этика и психология делового общения руководителя и подчиненного. Ростов-на-Дону, 2008.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2008.

Кармин А.С. Конфликтология. Учебник. – Спб.: Питер, 1999

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей? Мн., 1990.

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М. 2009.

Кнебель X. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. - М., 1996.

Коноплева Н.А. Психология делового общения. Учебное пособие. – М.: Флинт, 2008.

Корпоративная этика. - М.,2003.

Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. М., 2005.

Криксунова И. Создай свой имидж. - Спб., 1997.

Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. Этические и социально-психологические основы бизнеса. - М.: ИНФРА-М, 1995.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. 6-е изд. - М.: ОСЬ - 89, 2002.

Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2008.

Культура устной и письменной речи делового человека. Практикум. - М.: 1997.

Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов.- Р/наД., 1995.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями /Пер. с нем.-М, 1998.

Леонгард К. Акцентуирование личности: Пер. с нем. – Киев, 1981.

Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя. – М.: Экономика, 2000.

Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982.

Луман Н. Медиакоммуникации в обществе. М., 2005.

Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Мн., 1988.

Марк X. Мак Кормак. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школах. - М., 1997.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., ИНФРА-М, 1996.

Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. М., 2000.

Михалькевич Г.Н. Протокол и этикет международного общения. Мн., 2003.

Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М., 1987

Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учебное пособие. - Мн., 1997.

Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре ХХ в. Мн., 2000.

Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

Ниренберг Г., Калеро Дж. Читать человека - как книгу. - М., 1994.

Общественная мораль. М., 2009.

Панкратов В. И. Уловки в спорах и их нейтрализация. - М., 1996.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.

Паркинсон Дж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х., - М., 1996.

Паркинсон С. Искусство управлять. - СПб., 1992.

Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса. М., 2007.

Пиз А. Язык телодвижений. СПб., 2004.

Поваляева М.А. Психология и этика делового общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н /Д: Феникс, 2004. — 352 с.

Поварнин С. И., Спор о теории и практике спора. СПб, 1996.

Пост П. Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха. М., 2008.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М., Киев, 2000.

Практичекая психология для менеджеров. - М, 1996.

Прикладная этика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

Протанская Е.С. Профессиональная этика. СПб., 2003.

Профессиональная этика. Под ред. М.Н. Росенко. СПб., 2006.

Психология влияния. СПб., 2000.

Психология и этика делового общения. М., 2006.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 326 с.

Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М., 1997.

Свилас С.Ф. Международная деловая этика: Исторические и региональные аспекты. Мн., 1995.

Селигмен А. Проблема доверия. М., 2002.

Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. – М., 1982.

Семке В.Я. Умейте властвовать собой. - Новосибирск, 1991.

Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.

Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

Смелкова 3. С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. - М., 1997.

Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 1990.

Тигер П. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. - М., 1996.

Управление организацией: Энциклопедический словарь. М., 2001.

Управление персоналом. М., 2006.

Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. - М.,1996.

Фишер Р., Юри У., Патон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. М., 2006.

Фукуяма Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Ханиш Х. Деловой этикет для работы и карьеры. М., 2007.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М., 2007.

Чисхольм П. Уверенность в себе: Путь к деловому успеху., - М., 1994

Шейнов В.П. Как управлять собой. Мн., 2010.

Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Мн., 1996.

Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.

Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М., 1996.

Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек - манипулятор. - Мн., 1992.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2006.

Экман П. Психология лжи. СПб., 2000.

Экслер А. Общение в Интернет. М., 2006.

Эриксон М. Мой голос остается с вами: обучающие истории., -СПб., 1995.

Этика: словарь афоризмов и изречений. М., 1995.

Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005.

Ягер Дж. Деловой этикет. М., 1994.

Якокка Ли. Карьера менеджера. – М., 1991.


[1] Краткий психологический словарь. – М., 1985. С.213.

[2] Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.; 1990. - с. 139.

[3] Бодалев А.А. Личность и общество. М., 1983, с. 12.

[4] Толстой Л.Н. Собр. соч. - т. 12 - с. 148.

[5] Козлова В.Г. Костюм как знаковая система. - М., 1980.

[6] См.: Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Соч., т. 1 - М., 1982.

[7] Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 82

[10] Атватер И."Я Вас слушаю..." 2-е изд. - М., 1988.

[11] Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979, - с. 155

[12] Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., Экономика, 1983

[13] См. подробнее: М.М.Лебедева. Уметь вести переговоры.- М., 1991; Н.И.Леонов Психология делового общения. Учеб.пос. - М., 2002.

[14] Браим И.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. - Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1994, с.25

[15] См.: Управление школой: Теоретические основы и методы: Уч. пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭН, 1997. или Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие для вузов. – М., 2000, с.19

[16] Кулиев Т.А., Мамедов B.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. – М., 1990.

[17] В данной главе использованы следующие источники: Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. — М., 1998; Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. — М., 1991; Бородкин Ф.М., Колряк П.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, 1989; Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликта. — М., 1990; Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М., 1993; Мескон M. X, Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами, изменениями и стрессами. — М., 1992; Обо­зов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. — Л., 1991; Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1991; Психология управления. — М.— Но­восибирск, 1997.

[18] См. Власова Н.М. И проснешься боссом… Справочник по психологии управления. М.: ИНФРА-М, 1994

[19] Мелибруда Е. Я. ты, мы. - М., 1986.

[20] Ларошфуко Ф. Мемуары. - Максимы, - Л., 1971. - с. 200.

[21] Самопрезентация рассматривалась в гл.1.5. Подробнее см.: Э. Гоффман. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984, с. 189-196; Шепель В.М. Имиджелогия, или Секреты личного обаяния. - М., 1994.

[22] Н.В. Гоголь. «Мертвые души». - Избр. В 2 т. - Т.2. - М., 1962. - с.2.

[23] Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.

[24] См.: Синдром эмоционального сгорания. Что делать? – «СПИД Фонд Восток-Запад», 2008.

[25] Методы саморегуляции приводятся в изложении Леонова Н.И. «Психология делового общения». Учебное пособие. – М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. – 216 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: