Особенности работы командира разведгруппы спецназа по выполнению упражнений стрельб из специального оружия

Исходя из обозначенных ранее сведений и обобщений, представляются две основные особенности работы командира разведгруппы спецназа по выполнению упражнений стрельб из специального оружия:

во-первых, общие нормативы огневой подготовки разведгруппы спецназа при выполнении стрельб из специального оружия могут применяться лишь с точки зрения организации и обеспечения безопасности на огневом рубеже (в тире или на стрельбище);

во-вторых, специальные показатели упражнений стрельб из специального оружия должны определяться с учетом поставленной боевой задачи и индивидуальной конструкции образца с его боеприпасами.

Общие нормативы огневой подготовки при выполнении стрельб с точки зрения организации и обеспечения безопасности на огневом рубеже (в тире или на стрельбище) регламентированы в положениях соответствующих ведомственных документов, например:

- Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков ВС РФ (КС СО БМ и Т-2003) (далее – Курс стрельб)[11];

- Наставление по огневой подготовке в ОВД РФ[12];

- Наставления по организации огневой подготовки в ОВД РФ[13]; и пр.

Так, в Приложении 1 Курса стрельб приводятся основы обеспечения безопасности при проведении огневой подготовки для всех подразделений ВС России, включая обязанности руководителя стрельб (командира разведгруппы спецназа) на участке стреляющего подразделения (группы спецназа):

1) перед началом стрельбы:

- проверка соответствия мишенной обстановки условиям исполняемого упражнения и наличия связи со старшим руководителем стрельб;

- проверка готовности учебных мест к занятиям;

- получение у начальника учебного объекта карты (планшета с нанесенными координатной сеткой и ориентирами) для учета неразорвавшихся снарядов (гранат);

- доведение до личного состава подразделения сигналов прекращения огня при исполнении упражнений стрельб;

- организация наблюдения за стрельбой:

- доклад старшему руководителю стрельб о готовности к стрельбе, числе стрелков и выставлении на пункте управления визуального сигнала красного цвета;

- уяснение на местности района (участка) для ведения огня по фронту и в глубину;

2) во время стрельбы:

- руководство стрельбой на участке;

- ведение учета неразорвавшихся снарядов (гранат);

- немедленное прекращение стрельбы и доклад старшему руководителю стрельб при нарушении требований безопасности;

3) по окончании стрельбы:

- доклад старшему руководителю стрельб об окончании стрельб;

- организация сбора стреляных гильз, осмотра боевых машин и проверка отсутствия в них гильз и боеприпасов;

- доклад старшему руководителю стрельб о результатах стрельб и о числе неразорвавшихся снарядов (гранат) и о незамеченных разрывах;

- обозначением указками места падения неразорвавшихся боевых гранат (снарядов);

- составление совместно с начальником полигона (учебного объекта) схемы места нахождения неразорвавшихся боевых гранат (снарядов);

- проведение разбора стрельбы с подразделением (разведгруппой спецназа) и объявление оценки каждому стреляющему и подразделению в целом;

- принятие мер к восстановлению выведенных из строя во время стрельб полигонного оборудования и учебно-тренировочных средств, сооружений, дорог, линий электроснабжения и связи.

В свою очередь, специальные показатели упражнений стрельб из специального оружия определяются с учетом поставленной боевой задачи и индивидуальной конструкции образца с его боеприпасами. Для определения таких показателей целесообразно использовать практический опыт применения оружия специального назначения и имеющиеся научные разработки. Например, В.А. Торопов, В.И. Дудчик, и С.В.Науменко в своей работе[14] отмечают, что проведенные исследования позволили определить особенности обучения стрельбе в бронежилетах и разработать рекомендации, которые необходимо использовать в процессе учебно-тренировочных занятий и оперативно-служебной деятельности:

– при стрельбе с одной руки бронежилеты не являются помехой, и стрельбу можно вести, как и в обычных условиях (т.е. без СИБ);

– стрельбу с двух рук лежа, с колена, стоя, из-за укрытия, из автомобиля производить с поддержкой за локоть, выполняя при этом компенсаторные движения (отклонение туловища назад, незначительное сгибание рук, ног и т.д.);

– при стрельбе с двух рук из правосторонней, левосторонней стойки, с колена после передвижения, из положения лежа на спине, из автомобиля значительно уменьшается сектор обстрела, что необходимо учитывать в огневых единоборствах;

– для быстрого извлечения оружия, подготовки его к стрельбе и ведения огня целесообразно на бронежилетах делать нашивную наклонную поясную кобуру;

– чтобы тренировать приемы стрельбы из пистолета в СИБ, необходимо разработать упражнения «стрельба в бронежилетах» и включить их в курс стрельб.

Вместе с этим, П.П. Михеев[15] предлагает использовать физические упражнения средством сбивающего воздействия при стрельбе после физической нагрузки и следующий порядок выполнения упражнения по стрельбе: обучаемый стоит на рубеже 30 м лицом в сторону мишени, пистолет заряжен 4 патронами, в кобуре на поясе сбоку, предохранитель включен. Проверив готовность обучаемого,

руководитель стрельб подаёт команду «Марш!». По этой команде стрелок принимает положение упор присев и начинает выполнять выпрыгивания с махами руками вверх 10 раз, переходит в положение упор лёжа и выполняет 10 раз сгибание и разгибание рук, повторяет этот комплекс 3 раза, передвигается на огневой рубеж (20 м), выполняет 2 оборота прыжком (1 в право, 1 в лево) и принимает неподвижное положение стоя лицом в сторону мишени. Руководитель подаёт команду «Огонь!». По этой команде стрелок выполняет стрелковое упражнение №2 НОП – 2000[16].

В свою очередь, преподаватели Волгоградской академии МВД России, А.Н. Гулевский, Н.А. Гулевская и Д.В., Глущенко[17], рекомендуют некоторые элементы обучения и тренировки тактического построения пистолетного боя, использование которых может повысить эффективность разведгруппы спецназа по выполнению упражнений стрельб из специального оружия. Предложенные тезисы о тактике боевого применения пистолета включают:

- знание основных, общих принципов огневых контактов. Эти принципы дадут стрелку начальные ориентиры, верные направления атаки и защиты в пистолетном бою. Усвоение этих принципов позволит составить четкий алгоритм действий в отношении одиночных и групповых целей;

- психологическую подготовку к условиям боя. Важно сформировать у подчиненных такие моральные качества, как решительность, твердость духа. Необходимо научить стрелка преодолевать свой страх, действовать в огневой и рукопашной схватке рефлекторно, не размышляя, без паники;

- общие тактические принципы действий сотрудника, вооруженного пистолетом, в составе группы и индивидуально;

- тактику действий с пистолетом при вхождении в жилые помещения или иные здания для задержания и обыска;

- тактику штурма зданий, помещений, занятых бандитами, террористами, с использованием пистолета;

- тактику использования пистолета на автомобильном транспорте;

- тактику действий сотрудников с пистолетом в условиях засады;

- тактику ведения пистолетного боя в лесной, горной, сельской местности;

- тактику применения пистолета в условиях массовых скоплений людей;

- тактику действий с пистолетом при появлении цели с разных направлений, а также одновременного появления двух и более целей слева и справа, сзади и спереди;

- тактику различных способов боевого перемещения с пистолетом в верхнем и нижнем уровне. «В реальной боевой обстановке стрелять, стоя на одном месте, в принципе можно, но не долго - такого стрелка убивают если не сразу, то почти сразу. В оперативном огневом контакте все стараются двигаться, и чем ближе противники находятся друг от друга, тем быстрее им приходится перемещаться»[18].

- тактику действий в условиях ночного времени суток. Спецназу приходится часто работать именно ночью, поэтому для приобретения навыка ночной стрельбы необходимо тренировать ночное зрение и

слух. Полезно научиться стрелять на вспышку другого выстрела.

При этом волгоградские исследователи аргументировали несколько советов, которые целесообразно учитывать сотрудникам спецназа по выполнению упражнений стрельб из специального оружия:

1. На тренировке стрелять как в боевых условиях, а в бою как на тренировке. Для этого тренировка должна быть приближена к боевым условиям.

2. Уметь стрелять из пистолета не только двумя руками, но и одной (левой, правой), из двух пистолетов одновременно. В середине XVII в. японский мастер боя на мечах Миямото Мусаси утверждал:

3. Неустанно упражняться в стрельбе и тактике. Делать это лучше всего не только в тире, но и на природе, с имитацией оружия - на городских улицах, в домах. Только натренированность до автоматизма, до уровня подсознания позволяет сделать из обучающегося профессионала.

4. Запомнить, что в ближнем бою (до 25 метров) нельзя стоять в полный рост, в классической спортивной стойке, на прямых ногах - так, как принято отрабатывать на тренировках. Эта стойка пригодна для точной стрельбы по невооруженному человеку. С другой стороны, в данной стойке стрелок малоподвижен и имеет увеличенный силуэт, который легко поразить. «Для ближнего боя лучше стоять, пригнувшись и на полусогнутых ногах. Эта стойка в карате называется «киба-дачи», но выполняется она несколько ниже, чем в карате»[19]. В такой стойке будет неудобно стрелять в десятку, зато уменьшится силуэт и станет удобнее стрелять по неподвижной мишени, в движении, по уходящей цели или самому уходить от выстрела противника в кувырке, перекате, перекрестном шаге. Для лучших результатов необходимо тренировать ноги, плечевой пояс и вестибулярный аппарат.

5. Тренировать наблюдательность, внимание, волю, слух, зрение, обоняние, сосредоточенность, чувство восприятия угрозы, предчувствие опасности.

6. Тренировать решительность и твердость характера посредством различных упражнений, например, прыжков с высоты, рукопашного боя против сильных соперников, внезапного обстрела обучающихся холостыми патронами. Возвращаясь домой вечером, продвигаясь через темные переулки, заходя в темный подъезд или проходя мимо группы молодых спортивного вида подростков, анализируйте ситуацию, проводите мысленную тренировку на различные тактические ситуации, выработку алгоритма, программы ответных оборонительных действий в случае экстремальной ситуации. Постарайтесь эмоционально пережить ситуацию, запомнить свои ощущения. Натренированный таким образом человек в реальной критической ситуации будет действовать быстрее и решительнее, рефлекторно уйдет от ножа, биты, бутылки, пули.

С учетом вышеизложенного, можно резюмировать, что от опыта, профессионализма, компетентности и креативности командира разведгруппы спецназа зависит содержание и прагматичность его работы по боевой подготовке, включая выполнение упражнений стрельб из специального оружия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: