Одной из особенностей сложившейся когнитивной ситуации в социально-гуманитарных науках является то, что в настоящее время почти не осталось серьезных ученых, которые бы с такой страстью, как еще совсем недавно, отстаивали тезис о возможности и необходимости единого подхода к изучению социальной реальности, отражающего одну, единственно верную социальную теорию, способную охватить и передать весь широкий спектр многообразного и многослойного мира социальной жизни с ее разнообразными особенностями, сложностями и противоречиями, не поддающимися никаким, даже самым основательным и тщательно продуманным, единым схемам и моделям развития.
Когнитивная ситуация, сложившаяся в современном социально-гуманитарном познании, формируется особый тип методологического сознания исследователя, который может быть описан следующими тезисами:
1. Социальная реальность как внешний для исследователя «социальный мир» сама по себе не дает никаких гарантий адекватности социально-гуманитарного знания.
|
|
2. О социальной реальности можно говорить на разных языках, в контексте различных социальных теорий, с учетом различных социальных перспектив.
3. В социально-гуманитарном исследовании теория определяет, что может (или должно) быть наблюдаемо в социальной действительности.
4. Социально-гуманитарное исследование, протекающее при определенных культурно-когнитивных условиях, обусловлено стилем мышления сообщества, к которому принадлежит ученый, и его методологическими установками.
5. Исследователь, веря в целесообразность (или смыслосообразность) социальной реальности, создает ее научную картину в виде системы когерентных понятий и логически непротиворечивых умозаключений так, что, будучи поставленной на место социальной реальности, эта картина посылает такие же его личные «послания», как и сам реальность.
6. Научные знания как результат социально-гуманитарного исследования всегда контекстуальны и индексикальны, поскольку они обусловлены познавательным контекстом и отмечены индексом схематизма, на основе которого они транслируются.
7. Научные знания как репрезентации социальной реальности не являются его «репродукциями», «отражениями», поскольку эти репрезентации несут на себе «почерк» познающего.
8. Научные знания, зависимые от контекста и перспективы, имеют статус конструкций, они концептуально относительны, их нельзя априори защитить от скептических возражений.
9. Исследователь, создавший научную картину социальной реальности, может утверждать, не опасаясь фактических опровержений, что он в действительности познал некую сторону реального «мира», хотя это утверждение не может быть никогда прямо доказано.
|
|
В рамках такого методологического сознания социально-гуманитарное исследовании исследование приобретает онтологическую «скромность»: оно утрачивает социальную реальность саму по себе в той мере, в какой эта реальность трансформируется в знаки, символические формы и тем самым в разные «картины мира», из которых ни одна не может быть признана единственно правильной. Социальная реальность начинает встречать ученых в разных ипостасях, которые исследователи выбирают для конкретной научной «встречи».
Сложившаяся когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании актуализировала интерес к вопросу о субъективном мире научного знания, в котором обнаруживает себя объективный мир социальной реальности. В методологическом сознании постепенно преодолевается «жажда объективности», свойственная рассудочно-социологической эпистемологии, и формируется представление о том, что социальная действительность становится реальностью в соответствии с познавательным контекстом. В связи с этим в методологическом сознании социально-гуманитарных наук в последнее время актуализировалась проблема истины.