Социально-гуманитарных науках

Одной из особенностей сложившейся когнитивной ситуации в социально-гуманитарных науках является то, что в настоящее время почти не осталось серьезных ученых, которые бы с такой страстью, как еще совсем недавно, отстаивали тезис о возможности и необходимости единого подхода к изучению социальной реальности, отражающего одну, единственно верную социальную теорию, способную охватить и передать весь широкий спектр многообразного и многослойного мира социальной жизни с ее разнообразными особенностями, сложностями и противоречиями, не поддающимися никаким, даже самым основательным и тщательно продуманным, единым схемам и моделям развития.

Когнитивная ситуация, сложившаяся в современном социально-гуманитарном познании, формируется особый тип методологического сознания исследователя, который может быть описан следующими тезисами:

1. Социальная реальность как внешний для исследователя «социальный мир» сама по себе не дает никаких гарантий адекватности социально-гуманитарного знания.

2. О социальной реаль­ности можно говорить на разных языках, в контексте различных социальных теорий, с учетом различных социальных перспектив.

3. В социально-гуманитарном исследовании теория определяет, что может (или должно) быть наблюдаемо в социальной действительности.

4. Социально-гуманитарное исследование, протекающее при определенных культурно-ког­нитивных условиях, обусловлено стилем мышления сообщества, к которому принадлежит ученый, и его методологическими установками.

5. Исследователь, веря в целесообразность (или смыслосообразность) социальной реальности, создает ее научную картину в виде системы когерентных понятий и логически непротиворечивых умозаключений так, что, будучи поставленной на место социальной реальности, эта картина посылает такие же его личные «послания», как и сам реальность.

6. Научные знания как результат социально-гуманитарного исследования всегда контекстуальны и индексикальны, поскольку они обусловлены познавательным контекстом и отмечены ин­дексом схематизма, на основе которого они транслируются.

7. Научные знания как репрезентации социальной реальности не являются его «репро­дукциями», «отражениями», поскольку эти репрезентации несут на себе «почерк» познающего.

8. Научные знания, зависимые от контекста и перспек­тивы, имеют статус конструкций, они концептуально относительны, их нельзя априори защитить от скептических возражений.

9. Исследователь, создавший научную картину социальной реальности, может утверждать, не опасаясь фактических опровержений, что он в действительности познал некую сторону реального «мира», хотя это утверждение не может быть никогда прямо доказано.

В рамках такого методологического сознания социально-гуманитарное исследовании исследование приобретает онтологическую «скром­ность»: оно утрачивает социальную реальность саму по себе в той мере, в какой эта реальность трансформируется в знаки, символические формы и тем самым в разные «картины мира», из которых ни одна не может быть признана единственно правильной. Социальная реальность начинает встречать ученых в разных ипо­стасях, которые исследователи выбирают для конкретной научной «встречи».

Сложившаяся когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании актуализировала интерес к вопросу о субъективном мире научного знания, в котором обнаруживает себя объективный мир социальной реальности. В методологическом сознании постепенно преодолевается «жажда объективности», свойственная рассудоч­но-социологической эпистемологии, и формируется представление о том, что социальная действительность становится реальностью в соответствии с познавательным контекстом. В связи с этим в методологическом сознании социально-гуманитарных наук в последнее время актуализировалась проблема истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: