Постановка задач диссертационного исследования

Что такое задачи диссертационного исследования? Задачи диссертационного исследования представляют собой список вопросов, или проблем частного характера, на решение которых направлены научно-исследовательские действия ученого в рамках определенных его методологических ориентаций.

Как ставятся задачи диссертационного исследования? Научное исследование – это не сочинение на заданную тему по заранее составленному плану, поэтому его задачи не формулируются соискателем произвольно, а ставятся на основе предварительного системного анализа предметной области диссертационного исследования. В начале осуществляется системно-семантический анализ предметной области исследования, включающий следующие процедуры: 1) дается операциональное определение базового понятия исследования путем выделения его предметного значения (денотата); 2) дается инструментальное определение базового понятия путем выражения его предметного значения через «признаки», «структуры» и «функции». Затем в рамках выделенных «признаков», «структур» и «функций» даются операциональные и инструментальные определения дополнительных понятий диссертационного исследования.

В науке существуют различные трактовки содержания тех или иных понятий, поскольку они даются в рамках различных методологических подходов. Многозначность научных понятий – это свидетельство нормального развития науки. Однако многозначность научных понятий в конкретном диссертационном исследовании – это явление ненормальное, свидетельствующее об отсутствии у соискателя ясного и целостного представления о том, что он конкретно собирается изучать.

Операциональные и инструментальные определения базового и дополнительных научных понятий дают возможность, во-первых, уточнить специфику применения научных понятий к конкретной предметной области диссертационного исследования; во-вторых, определить однозначность содержания научных понятий и установить логическую связь между ними в категориальном аппарате конкретного диссертационного исследования; в-третьих, осуществить редукцию научных понятий к эмпирическим признакам предметной области диссертационного исследования, т.е. определить индикаторы сбора и систематизации эмпирического материала.

Вывод: системно-семантический анализ предметной области научного исследования позволяет построить понятийную его модель, т.е. выразить предметную область диссертационного исследования через содержание базового и дополнительных понятий.

Понятийная модель предметной области диссертационного исследования позволяет определить возможные классы его основных научно-исследовательских задач, которые связаны с изучением «признаков», «структур» и «функций» тех социальных явлений, которые содержательно определяются денотатом базового понятия.

После определения возможных классов основных научно-исследовательских задач необходимо продолжить системный анализ предметной области диссертационного исследования, который позволит определить классы его дополнительных познавательных задач. В качестве таковых могут выступать, во-первых, классы научно-исследовательских задач, связанные с анализом факторов (внутренних, внешних), условий (объективных, субъективных), причин (экономических, политических, культурных), также соответствующих последствий тех социальных явлений, которые являются предметом изучения в рамках основных научно-исследовательских задач. Кроме того, целесообразно поставить такие классы дополнительных научно-исследовательских задач, которые связаны с изучением теоретико-методологических оснований диссертационного исследования.

В конкретном научном исследовании ученый может ограничиться постановкой тех или иных классов основных и дополнительных научно-исследовательских задач. Постановка определенных классов основных и дополнительных задач позволяет, во-первых, выделить те конкретные когнитивные зоны в предметной области исследования, в рамках которых будет осуществляться научно-исследовательская деятельность, направленная на решение частных научных проблем; во-вторых, построить когнитивную модель предмета научного исследования, т.е. составить список тех вопросов, отвечая на которые, ученый собирается получить новое научное знание в рамках достижения цели диссертационного исследования.

Вывод: исследователь не произвольно ставит научно-исследовательские задачи, а на основе системного анализа предметной области диссертационного исследования, позволяющего сконструировать понятийную его модель и сформулировать основные и дополнительные классы этих задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: