В начальный «царский» период развития Древнего Рима, его физическая культура по своему содержанию основывались на опыте Древней Греции.
Однако, если в Древней Греции физическое воспитание детей и подростков было непосредственно включено в систему общего их образования и воспитания вплоть до начала службы в армии (особенно в Спарте), то в Древнем Риме дети и подростки до 17 лет воспитывались в домашних условиях. В Элладе физическое и духовное воспитание осуществлялось в единстве с военно-физкультурной подготовкой. В Древнем Риме физическая подготовка осуществлялась в специальных военных лагерях и была оторвана от духовного воспитания.
Физическое воспитание, телесное совершенствование, «обработка», «культивирование» форм тела и его функций, было делом государства и общества. В Риме власть, как правило, принадлежала небольшой группе людей. Резкое расслоение людей на богатых и бедных, владеющих всей полнотой власти и законопослушных, но фактически малоимущих граждан не создавали условий для организации физического воспитания в масштабах всего общества. Занятия физическими упражнениями являлись в отличие от Древней Греции, личным делом граждан, если они у них были. Среди богатых рабовладельцев, изнеженных роскошью и ленью был популярен массаж.
П.Ф. Лесгафт в своем Руководстве по физическому образованию приводит описание массажа, данного Марциалом (древнегреческий поэт): «Массажист ловкими движениями, поколачивая, пробегает по телу. Таким образом, своей рукой массажист обрабатывает все части тела» (П.Ф. Лес-
гафт. С. 115). Лесгафт считал массаж «развращающим искусством, которое
возбуждает чувственные проявления и понижает впечатлительность ...».
Попытки использовать оккупантами-римлянами богатейший истории-
ческий опыт древних греков в области физической культуры не увенчались
успехом. В «царский» период в содержание физического воспитания вхо-
дили виды упражнений, заимствованные римлянами у греков, этрусском и
других племен и народов, покоренных римлянами. Физические упражне-
ния использовали в виде ритуальных и военных игр, состязаний, празд-
неств культового характера.
В «республиканский» период римляне завоевали всю территорию
современной Италии. Физическая подготовка осуществлялась в основном
в военных лагерях и носила достаточно жесткий характер, как один из ви-
дов боевой подготовки (бег, прыжки, преодоление препятствий, плавание
без одежды и в одежде с полной боевой выкладкой, владение различными
видами оружия).
Представители богатых слоев римлян занимались различными вида-
ми физических упражнений в специальных помещениях (сферистериумах),
широко использовались игры с мячом. В периоды обострения политиче-
ской борьбы, разобщения народа физическая культура выполняла функции
«буфера» между рабами и господами, плебеями и патрициями. Широкое
распространение получили гладиаторские бои. Создавались специальные
школы для подготовки гладиаторов, в которых работали специальные учи-
теля (тренеры). В процессе тренировки использовались учебные манежы,
(чучела, столбы) по которым наносились удары. Оружие постепенно утя-
желялось до веса и размеров боевого.
В боевых схватках гладиаторы иногда выступали без защитных дос-
пехов, их оружием были меч, кинжал, копье. Сражения гладиаторов на по-
теху толпе превращались в дикие бойни. Дрались гладиаторы и в полном
вооружении - в шлемах, со щитами, кинжалами, не только с холодным
оружием, но и с арканами, трезубцами, сетями. В амфитеатрах устраива-
лись громадные бойни вооруженных людей, людей с дикими зверями
львами, леопардами, медведями. Раненых гладиаторов принуждали раска
ленным железом или плетью продолжить бой или просто добивали. Орга
низация грандиозных гладиаторских боев, сражения гладиаторов со зверями, преследовала цели отвлечения народа от политической борьбы, от идейной стороны жизни людей. Они способствовали подмене сознания чувственностью, развращали нравственность (такие современные виды спорта - как бокс, борьба без правил, женский бокс, фильмы с демонстрацией насилия, зверств, убийств и т. п.). Такие зрелища, способствующие сильнейшему раздражению чувств, снижали интеллектуальное, эстетическое впечатление, убивали впечатлительность. Решительной формой протеста против бесправия и жестокости было грандиозное восстание Спартака (74-71 г.г. д. н. э.). Восставшие гладиаторы в течение нескольких лет успешно сражались с хорошо вооруженными и обученными римскими войсками.
«Императорский» период совпадает с прекращением завоевательных походов и переходом римлян к мирной жизни. Широкое распространение среди богатых римлян получают физические упражнения рекреационной направленности (плавание, танцы, игры с мячом, массаж и т. п.), в это время также проводились состязания в беге, гребле, верховой езде. Строились громадные сооружения для проведения состязаний (цирки, амфитеатры, искусственные бассейны для «морских» сражений). Формировались толпы болельщиков - фанатов, росли доходы победителей состязаний. В состязаниях участвовали богатые люди, военные, государственные, политические деятели и даже императоры (Нерон, Помпеи, Цезарь, Тит, Каракалла). Женщины стали выступать не только в женских видах, но и в смешанных парах. Битвы в цирках отличались необычайной жестокостью. Сенека писал: «Убивай, режь, жги!... Пинками, оплеухами, затрещинами их выгоняли, чтобы они получали раны, при этом удары друг друга они должны были встречать обнаженной грудью» (Л. Кун. С. 86 - 87).
«Некоторые, говорил Цицерон, могут считать сами поединки гладиаторов жестокими и бесчеловечными... они такими и являются. Может для уха и есть лучшая школа, чтобы перенести боль и смерть, но для глаза определенно нет». (Л. Кун. С. 83). Однако Сенека был другого мнения. Он писал: «Ни о каком развлечении здесь нет и речи. Здесь идет сплошная че-
ловеческая резня,..те, кто только что по приказу убивали, сами попадают в
руки других, чтобы быть убитыми» (Л. Кун. С. 86).