Усман ибн Аффан (644-656)

В отличие от Умара, привыкшему к аскетичному образу жизни, не привыкшему к роскоши и не позволявшему никому жить роскошно, Усман начинает строить роскошные дворцы.

Важнейшим вкладом Усмана в формаирование ислама было издание стандартного текста Корана. Усман предложил всем принести имеющиеся у них записи сур и аятов, положив в основу списки писца Зейда и Хафсы, Зейду было поручено составить сводный текст. Однако суры располагались не в хронологическом порядке по времени их ниспослания, а порядке убывания по объему текста.

Интенсивн.обогащение верхушки мус.общества и победоносн.шествие араб.армий составляло лишь фасадную часть, за которой скрывался кризис. Прежде всего еще не произошло полного слияния мусульманского обшества и государства. Умма не столько управлялась гос-вом, сколько пользовалась продуктами его деятельности. Разнообр.территориальные образования, объединенные в Халифате силой, имели свои автономные административные и хоз.системы.

Медина потеряла свое положение столицы, т. к. за годы завоеваний зона воен.действий отодвинулась от форпостов мус.государства не менее чем на 1000 км. Непосредственное управление войсками из Медины стало невозможным. Фактически реальная власть перешла к наместникам высшего ранга, в руках которых находилась армия. Вмешательство халифа в отношения совбственности делало его отвественным за все конфликтные ситуации, т. к. разрешение на любое строительство необходимо было получать у халифа, т.о. Усман стал объектом ненависти в провинциях.

Усилилось соц.неравенство. Возникло несколько линий соц.напряженности: между верхушкой мус.общества и массой рядовых воинов, между курайшитами и остальными арабами, между столицей и гарнизонными городами, а по мере увеличения числа мусульман-неарабов нарастало их противостояние с мус.-арабами. Власть халифа при отсутствии развитого аппарата управления держалась на личном авторитете. Однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие их которых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульманмкой общины. Летом 656 г. мятежники прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении неравенства. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе которого Усман был убит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: