Основные вехи становления русской исторической прозы (М. Загоскин, Н. Полевой, А. Пушкин, Н. Гоголь)

Общая ситуация:

Конец XVIII - первые десятилетия XIX века были эпохой больших исторических событий. Революция во Франции. Появление исторического романа в Европе – образцом для всех служит Вальтер-Скотт.

Война 1812 года и восстание декабристов в России. Это вызвало подъем патриотизма и интерес к национальному прошлому. Романтизм ввел историзм как важнейший принцип художественного мышления. Отсюда - исключительный успех появившихся в 1818 году первых восьми томов «Истории Государства Российского» Карамзина.

Во второй половине 20-х — 30-е годы XIX в. исторический роман стал одним из популярнейших жанров в России. Основная проблема исторического романа: соотношение документальной основы, исторической правды и художественного воображения, вымысла. М.М. Бахтин определяющей особенностью исторического романа считал соединение исторической и частной жизни.

Романы В. Скотта, первые переводы которых на русский язык стали появляться в начале 20-х годов, способствовали ускорению процесса. Кроме того русский исторический роман творчески осваивал опыт французского исторического романа (в осн. В. Гюго).

Особенность становления русского исторического романа 1830-х годов определялась тесным взаимодействием проблем историзма и народности. Сама «идея народности», сформировавшаяся в эпоху романтизма и рассматривавшаяся как выражение духа нации. Одной из особенностей жанра исторического романа в начальную эпоху его становления является использование разнообразных форм фольклорной традиции. (См. Загоскин, Полевой).

Источники русского исторического романа:

1) Исторические повести Карамзина: две повести из русского прошлого: «Наталья - боярская дочь» (1792) и «Марфа Посадница» (1803)

2) декабристские произведения Александра Бестужева и др.

3) в т.ч. «Думы» Рылеева, в которых дана целая галерея героев русского исторического прошлого. Основанные на материале, заимствованном в большинстве из «Истории Государства Российского», они носили, как и лучшее произведение Рылеева - историческая поэма «Войнаровский», - агитационно-декабристский характер.

А.А. Бестужев:

Наиболее последовательным проявлением романтических принципов в русской исторической прозе начала 20-х годов были повести А. А. Бестужева «Роман и Ольга», «Изменник», цикл ливонских повестей. Действие повести точно датировано и приурочено к определенному историческому событию, изложенному в «Истории» Карамзина. Из истории берется только основное сюжетное звено — конфликт между московским князем Василием Дмитриевичем и новгородской вольницей, его детализация и разработка не подкрепляются материалом. Сам выбор исторического факта заранее определяет его осмысление. Интерпретация событий, изложенных у Карамзина, подчинена пафосу декабристского отношения к новгородской вольнице, в которой декабристы видели прообраз государства, управляемого народными представителями.

Местный колорит повестей Бестужева играет роль орнамента, украшающего вполне современных героев и героинь. Бестужев отстаивает право писателя на свободное истолкование материала.

М.Н. Загоскин:

После выхода «Истории гос-ва российского» и с укреплением самодержавия была выработана «теории официальной народности», ее сердцевиной была особая концепция исторического развития России. Карамзин доказывал естественность самодержавия для русского народа, его менталитета. Были разработаны знаменитые тезисы: «православие, самодержавие, народность». Таким образом появился как бы гос.заказ на литературу, которая бы подтверждала эту концепцию. И такая литература появилась: в 1829 г. вышел роман М. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году», буквально вслед за ним появился «Димитрий Самозванец» Ф. Булгарина. Оба романа были посвящены эпохе Смутного времени, то есть чрезвычайно патриотическому моменту русской истории, когда русские сражались с поляками за свою страну.

Романы Булгарина всем не нравились, не понравился и этот, но он послужил хорошим фоном для «Ю.М».

«Юрий Милославский» - хронологически первый русский исторический роман. Пушкин приветствовал его в «Литературной газете», сравнивал Загоскина с В. Скоттом и противопоставлял его неумелым подражателям «шотландского чародея».

Зависимость «Юрия Милославского» от романов В. Скотта видят в композиционном сходстве и в стремлении воспроизвести местный колорит. К этому необходимо добавить и метод работы с материалом, глубоко отличный от метода повестей Бестужева и первого романа Лажечникова. Загоскин уделяет большое внимание «обстановочной» стороне романа и широко пользуется местным колоритом, при всяком удобном случае стараясь нарисовать декорацию национального быта. Детали местного колорита у Загоскина направлены иногда на типологическое задание, описание одежды несет характеристическую функцию, через костюм вскрывается социальный облик владельца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: