1. Причины и предпосылки проведения реформ.
2. Отмена крепостного права. Буржуазно-демократические преобразования 1860-70-х гг.
3. Итоги и значение реформаторской деятельности Александра II.
4. Контрреформы Александра III: причины, результаты, последствия.
Для усвоения и закрепления материала выполните следующие задания:
1. Ознакомьтесь с рекомендованными источниками и найдите определения основным понятиям по данной теме:
Секретный комитет, редакционные комиссии, уставные грамоты, мировые посредники, отрезки, временнообязанные крестьяне, земские собрания, земские управы, земские гласные, городские думы, курии, мировой суд, всеобщая воинская повинность, земские начальники, циркуляр о кухаркиных детях.
2. Установите хронологическую последовательность событий:
· Циркуляр о кухаркиных детях;
· Начало перехода крестьян на выкуп;
· Судебная реформа;
· Введение должности земского участкового начальника;
· Образование редакционных комиссий для рассмотрения проектов крестьянской реформы;
· Университетская контрреформа;
· Начало городской реформы;
· Подписание Манифеста об отмене крепостного права и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
3. Заполните таблицу по теме «Реформы 1860-70-х гг.»:
Реформы | Авторы | Содержание | Значение |
Земская реформа | |||
Городская реформа | |||
Судебная реформа | |||
Военная реформа |
4. Выполните письменное задание:
а) Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. обнажило все недостатки Российского государства и стало одной из причин начала эпохи буржуазно-демократических реформ. Какие недостатки социально-экономического и политического развития России также способствовали началу этого процесса?
б) 1860-1870-е гг. были переломными в истории русской армии. Для разработки проекта и проведения военной реформы Александр II привлек «либеральных бюрократов».
Какое воздействие оказала военная реформа на боеготовность вооруженных сил России? В ходе какой войны и как проявилось это воздействие?
в) Среди историков существуют разные точки зрения на характер судебной реформы. Одни считают, что она положила начало становлению правового государства в России, другие – продолжением традиционных основ. Какая точка зрения для вас более предпочтительна и почему (подберите соответствующие факты)?
г) В.О. Ключевский писал: «В царствование Александра II мы совершили ряд глубоких реформ… в духе европейских начал – таких реформ, которые стоили Западной Европе вековых… усилий».
Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, свой ответ аргументируйте?
5. Выполните работу с картой:
а) Найдите на карте районы крупнейших крестьянских выступлений 1861г. и выпишите их.
б) С помощью карты укажите крупные железнодорожные пункты Транссибирской магистрали.
в) Используя карту, найдите основные центры нефтедобывающей промышленности Российской империи в конце XIXв.
6. Решите историческую задачу:
Отрывок из поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
О какой реформе так написал поэт? В чем ее противоречивость, двойственность и сложность?
Дополнительная литература:
1. История Отечества: люди, идеи,решения. – М., 1991.
2. История России в XIXв. Эпоха реформ. – М., 2001.
3. История России. ХIХ век: в 2ч. / Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М.: ВЛАДОС,2001-, 2001. – 350 с.
4. История России: вторая половина XIX-XX вв.: курс лекций / Под ред. Б. В. Личмана; Урал. гос. техн. ун-т. – 3-е изд., доп. – Екатеринбург: УГТУ, 1995. – 301 с.
5. Реформы Александра II: сборник / Сост. и авт. вступ. ст. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. – М.: Юрид. лит., 1998. – 460 с.
6. Федоров В. А. История России, 1861-1917. – М.: Высш. шк., 2000. – 383 с.
7. Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: учеб.пособие для вузов. – М.: Приор, 1998. – 493 с.
8. Политическая история России: хрестоматия / Сост.: В.И. Коваленко и др. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 303 с.