Тема 9. Внутренняя политика России во второй половине XIX в. (Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-х гг. XIX в.)

1. Причины и предпосылки проведения реформ.

2. Отмена крепостного права. Буржуазно-демократические преобразования 1860-70-х гг.

3. Итоги и значение реформаторской деятельности Александра II.

4. Контрреформы Александра III: причины, результаты, последствия.

Для усвоения и закрепления материала выполните следующие задания:

1. Ознакомьтесь с рекомендованными источниками и найдите определения основным понятиям по данной теме:

Секретный комитет, редакционные комиссии, уставные грамоты, мировые посредники, отрезки, временнообязанные крестьяне, земские собрания, земские управы, земские гласные, городские думы, курии, мировой суд, всеобщая воинская повинность, земские начальники, циркуляр о кухаркиных детях.

2. Установите хронологическую последовательность событий:

· Циркуляр о кухаркиных детях;

· Начало перехода крестьян на выкуп;

· Судебная реформа;

· Введение должности земского участкового начальника;

· Образование редакционных комиссий для рассмотрения проектов крестьянской реформы;

· Университетская контрреформа;

· Начало городской реформы;

· Подписание Манифеста об отмене крепостного права и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

3. Заполните таблицу по теме «Реформы 1860-70-х гг.»:

Реформы Авторы Содержание Значение
Земская реформа      
Городская реформа      
Судебная реформа      
Военная реформа      

4. Выполните письменное задание:

а) Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. обнажило все недостатки Российского государства и стало одной из причин начала эпохи буржуазно-демократических реформ. Какие недостатки социально-экономического и политического развития России также способствовали началу этого процесса?

б) 1860-1870-е гг. были переломными в истории русской армии. Для разработки проекта и проведения военной реформы Александр II привлек «либеральных бюрократов».

Какое воздействие оказала военная реформа на боеготовность вооруженных сил России? В ходе какой войны и как проявилось это воздействие?

в) Среди историков существуют разные точки зрения на характер судебной реформы. Одни считают, что она положила начало становлению правового государства в России, другие – продолжением традиционных основ. Какая точка зрения для вас более предпочтительна и почему (подберите соответствующие факты)?

г) В.О. Ключевский писал: «В царствование Александра II мы совершили ряд глубоких реформ… в духе европейских начал – таких реформ, которые стоили Западной Европе вековых… усилий».

Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, свой ответ аргументируйте?

5. Выполните работу с картой:

а) Найдите на карте районы крупнейших крестьянских выступлений 1861г. и выпишите их.

б) С помощью карты укажите крупные железнодорожные пункты Транссибирской магистрали.

в) Используя карту, найдите основные центры нефтедобывающей промышленности Российской империи в конце XIXв.

6. Решите историческую задачу:

Отрывок из поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

О какой реформе так написал поэт? В чем ее противоречивость, двойственность и сложность?

Дополнительная литература:

1. История Отечества: люди, идеи,решения. – М., 1991.

2. История России в XIXв. Эпоха реформ. – М., 2001.

3. История России. ХIХ век: в 2ч. / Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М.: ВЛАДОС,2001-, 2001. – 350 с.

4. История России: вторая половина XIX-XX вв.: курс лекций / Под ред. Б. В. Личмана; Урал. гос. техн. ун-т. – 3-е изд., доп. – Екатеринбург: УГТУ, 1995. – 301 с.

5. Реформы Александра II: сборник / Сост. и авт. вступ. ст. О.И. Чистяков, Т.Е. Новицкая. – М.: Юрид. лит., 1998. – 460 с.

6. Федоров В. А. История России, 1861-1917. – М.: Высш. шк., 2000. – 383 с.

7. Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: учеб.пособие для вузов. – М.: Приор, 1998. – 493 с.

8. Политическая история России: хрестоматия / Сост.: В.И. Коваленко и др. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 303 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: