Общество в любой стране мира представляет собой очень сложную саморегулирующуюся, самовосстанавливающуюся и саморазвивающуюся систему, жизнедеятельность которой зависит от большого числа внешних и внутренних факторов. Общеизвестно, что успешное развитие любой страны не может осуществляться само собой. И никто не будет отрицать значимость вмешательства государства при управлении экономикой.
В настоящее время сформировались два основных подхода к определению роли государства в экономике:
1) основывается на концепции «ограниченной интервенции государства в экономику», которая предполагает проведение макроэкономической политики.
2) который является наиболее предпочтительным для нашей страны, предусматривает активную роль государства в реформировании экономики. Такой подход базируется на ряде важнейших принципов:
- согласование стратегических и тактических целей в процессе обоснования и принятия управленческих решений;
- сочетание фундаментальных и текущих задач экономического развития;
- разработке механизма реализации поставленных целей.
Конкретные функции государственного управления в ряде сфер деятельности, в которых государство является субъектом рыночных отношений(:- ограничение деятельности отраслей, относящихся к естественным монополиям;- управление объектами государственной собственности, в том числе долевой на совместных предприятиях;- регулирование развития социальной сферы экономики; - решение экологических проблем.)
Косвенные методы государственного регулирования предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства (издание соответствующих законодательных и нормативных актов, установление льгот, налоговая политика и т.п.).Набор и соотношение прямых и косвенных методов и инструментов определяются следующими основными факторами(:- историческим опытом развития страны;- конкретной исторической обстановкой; - степенью общего развития экономики (стадии экономического цикла); - современной и перспективной структурой экономики)
Под теорией управления принято понимать научную базу управленческой деятельности, которая определяет направления и пути совершенствования процесса управления в целом, методы реализации его обобщенных функций и вытекающих из них управленческих задач.
Ключевым положением современной теории управления является системный подход ( решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы (подсистемы)
Системный подход в управлении предполагает выделение:
Субъект управления – это управленческие работники (персонал) различных уровней иерархии управления, а объект управления – любой элемент национальной экономики, на который направлено управленческое воздействие.
Объект и субъект управления находятся в процессе постоянного взаимодействия:
УВ
КИф
Где, УВ – управленческое воздействие (управленческая информация); КИф – информация о состоянии и функционировании объекта управления для корректировки управленческих воздействий.
Следовательно, процесс управления осуществляется посредством передачи информации в обоих направлениях: от субъекта к объекту управления и наоборот.
Предметом управления является информация, которая фиксирует условия перехода от существующего состоянию объекта управления к желаемому.
Результатом процесса управления является управленческое решение, которое направлено на повышение эффективности функционирования и развития объекта управления.
Таким образом, управление представляет собой специфический вид человеческой деятельности, связанный с определением целей, функционирования и развития объекта управления и необходимых средств для их реализации, осуществление координации деятельности всех его элементов для получения результатов, соответствующих поставленным целям посредством переработки информации.