Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:
– политические или религиозные убеждения;
– стремление к власти;
– романтические представления;
– национализм;
– тщеславие;
– преувеличенное мнение о своих способностях;
– месть;
– материальные затруднения;
– страх (компрометации, физического воздействия, за других людей…);
– жадность (как черта характера);
– сострадание (как черта характера);
– любовь-страсть;
– любовь к детям;
– житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, гомосексуализм, наркотики, сибаритство…).
Мотивами вербовки «заоблачных» интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:
– тайной власти;
– игре с законами;
– знанию того, о чем не могут знать другие;
– проникновению в тайны…
Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:
|
|
– любовь-страсть;
– любовь к детям;
– тщеславие;
– страх…
Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств нередко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Сей факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида.
Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, – легко стать его господином.
Вербовку можно проводить:
– от имени вербующей организации («прямая вербовка»);
– без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать («намекающая вербовка»);
– под «чужим флагом», или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию («одурачивающая вербовка»);
– от имени одной организации с последующим – когда контроль уже получен – раскрытием реального хозяина («ступенчатая вербовка»).
Вербовочный подход бывает:
– «горячим» (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);
– «холодным» (когда неведомый объекту человек исподволь «подкатывается» к нему);
– «бесконтактным» (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, факсу и телефону);
– «обратным» (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно «подсказать», к кому он может обратиться…).
Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать.
|
|
Главными методами вербовки являются:
1. Шантаж.
2. Подкуп.
3. Угроза физического воздействия.
4. Угроза любимым людям.
5. Расжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания…).
6. Убеждение.
7. Зомбирование (психопрограммирование).
8. Особые акции (наркопривязка, секс-мероприятия…).
Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.